+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.04.2022 14:20:55
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Угольные компании просят освободить пути

Угольщики, чьи экспортные перевозки потеряли приоритет на Восточном полигоне, предлагают убрать с БАМа и Транссиба все транзитные контейнеры, переориентировав их на Казахстан. По их расчетам, транзитные контейнеры отнимают у инфраструктуры пропускную способность, эквивалентную 60 млн т угля, и Россия, получая $30 с каждой транзитной тонны, упускает $600 экспортной выручки. Участники контейнерного рынка и эксперты полагают, что реализация этой идеи осложнит отношения с Китаем и нарушит важные для доставки потребительских товаров грузопотоки. Об этом пишет «Коммерсантъ».
Как следует из протокола заседания комиссии «Энергетика» при Госсовете 29 марта (есть у «Ъ»), комиссия рекомендует правительству в числе прочих мер поддержки угольной отрасли «проработать вопросы минимизации вплоть до полного исключения транзитных перевозок грузов в контейнерах по железнодорожной инфраструктуре» БАМа и Транссиба «до отмены действия внешнего санкционного давления».

В протоколе говорится, что введенные ОАО «РЖД» после приостановления действия правил недискриминационного доступа (ПНД) правила очередности перевозок грузов (см. «Ъ» от 9 и 15 марта), «по мнению крупнейших угледобывающих компаний, вводят приоритет транзитных перевозок контейнерных грузов, устанавливают приоритет коксующегося угля и антрацита при поставках на экспорт, определяют перевозку энергетического угля по остаточному принципу».

Представители добывающих регионов и сами угольщики отмечают, «что изменение сложившегося порядка приведет к срыву контрактов, невыполнению обязательств, остановке предприятий, сокращению рабочих мест в регионах, снижению налогов и валютной выручки».

Объем транзитных перевозок контейнеров по российским железным дорогам растет. В протоколе говорится, что в 2021 году загрузка сети составила 1,116 млн TEU, или 20 млн т транзитных грузов, «что по уровню использования пропускной способности железнодорожной инфраструктуры сравнимо с вывозом 60 млн т российских грузов на экспорт в универсальном подвижном составе». Тонна транзитного контейнера вытесняет до 3 т российского экспортного груза, в результате чего РФ, получая $30 выручки с одной тонны транзитного груза, одновременно упускает $600 невывезенного сырьевого экспорта (на примере угля по текущим ценам), уточняется в документе.

Комиссия предлагает переориентировать контейнеры на маршрут через Казахстан, обеспечить в полном объеме вывоз угля на восток из Кузбасса, Бурятии, Хакасии и Тувы, возобновить систему планирования вывоза угля на экспорт на восток по методике Минэнерго (она утратила силу вместе с ПНД), ускорить строительство БАМа и Транссиба, а также ввести мораторий на любые изменения тарифов на перевозку угля. ОАО «РЖД» хотело перевести уголь во второй тарифный класс и отменить понижающие коэффициенты на перевозку энергетического угля и на дальность перевозки каменного угля на экспорт (см. «Ъ» от 23 марта и 4 апреля).

В ОАО «РЖД» «Ъ» уточнили, что во временном порядке уже предусмотрено снижение приоритета транзитных контейнеров.

В 2021 году из портов Дальнего Востока отправлялось менее одного транзитного контейнерного поезда в сутки, а сейчас их вообще почти нет, уверяют в монополии.

Предложение о переводе транзитных контейнеров с Восточного полигона «отражает локальные интересы и не соответствует государственным задачам», считает исполнительный директор Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок Сергей Авсейков: «Контейнеры – это самый современный вид перевозки, в них импортируется и развозится по стране почти вся потребительская корзина, критически важное высокотехнологичное оборудование и другие товары. А транзит является неотъемлемой частью сложносоставной контейнерной логистики и обеспечивает достаточность парка».

Снятие транзитных контейнеров с Восточного полигона будет странным решением, говорит источник «Ъ» в контейнерной отрасли. «Мы дискредитируем Россию, в первую очередь перед Китаем, как партнера в инициативе One belt – One road, которая для КНР является стратегической», – поясняет он. Китайские партнеры стремятся поддерживать и развивать сухопутный транзит, в том числе по Транссибу, выделяют на это госсубсидии, подчеркивает источник. Другой собеседник «Ъ» отмечает, что транзит контейнеров по Транссибу идет в первую очередь в страны СНГ. «Основным конкурентом России на маршруте выступает Китай. Запрет будет означать резкое падение российского экспорта логистических услуг и потерю статуса надежного транзитера», – говорит он.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions