+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.12.2018 10:52:04
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Рынок вагоностроения: конкуренция обострилась, но временно

По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в 2018 году конкуренция на рынке производства грузовых вагонов в России продолжила обостряться. Однако в следующем году на фоне спада спроса на новые вагоны ИПЕМ ожидает увеличения доли на рынке у крупнейших вагоностроителей.
ИПЕМ провел исследование уровня монопольной концентрации на основе индекса Херфиндаля-Хиршмана (далее – индекс HHI, об индексе – см. справочную информацию) на вагоностроительном рынке России, а также оценил распределение долей его участников в 2018 году. Аналогичное исследование институт выполнял в 2017-м.

Как ИПЕМ отмечал ранее, по итогам 2018 года будет произведено около 65–67 тыс. вагонов (+12–15% к 2017 г.) при суммарном объеме инвестиций не менее 192 млрд руб. с НДС. Индекс HHI по рынку вагоностроения по итогам трех кварталов продолжил снижение и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 13%. Такое значение индекса является минимальным за последние 4 года и свидетельствует о приближении к среднему уровню конкуренции в отрасли. Лидерами по увеличению доли на рынке за три квартала 2018 года к аналогичному периоду 2017-го стали АО "Рузхиммаш" (+4,7 п. п., +2,9 тыс. вагонов к аналогичному периоду прошлого года), ОАО "Завод металлоконструкций" (+2,1 п. п., +1,5. тыс. вагонов) и АО "Алтайвагон" (+1,6 п. п., +1,8 тыс. вагонов). Доли крупнейших производителей грузовых вагонов – АО "НПК "Уралвагонзавод" (УВЗ) и ПАО "НПК Объединенная вагонная компания" (ОВК) – в последние годы двигались разнонаправленными трендами и к концу 2018 года практически сравнялись на уровне 25–30%.

В сфере производства полувагонов по итогам трех кварталов 2018 года индекс HHI сократился по сравнению с тремя кварталами 2017-го на 21% и является самым низким более чем за 5 лет. В то же время конкуренция в данном сегменте продолжает оставаться на низком уровне (высокий уровень монопольной концентрации). Доли УВЗ и ОВК сокращаются. Так, по оценкам ИПЕМ, по итогам трех кварталов доля ОВК на рынке снизилась до 26,9% (-14,9 п. п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), доля УВЗ – до 39,5% (-0,7 п. п.).

В производстве крытых вагонов индекс HHI по итогам трех кварталов 2018 года сократился на 32% по сравнению с тремя кварталами 2017-го. Это также является самым низким значением индекса в сегменте более чем за последние 5 лет. Сегмент отличает низкий уровень конкуренции (высокий уровень монопольной концентрации), при этом он существенно ниже, чем на рынке полувагонов. В этом году в сегменте сменился лидер: по данным ИПЕМ, наибольшую долю на рынке занимает теперь АО "Алтайвагон" – 49% (+23,7 п. п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Существенно сократилось присутствие на рынке ОАО "Армавирский завод тяжелого машиностроения", бывшего крупнейшим игроком в сегменте в 2015–2017 гг., до 16 % (-49,9 п. п.), при этом заметно выросла доля ОВК (+17,5 п. п., до 26%)

В то же время на рынке производства цистерн по итогам трех кварталов 2018-го индекс HHI вырос на 48% к аналогичному периоду прошлого года. Данный сегмент имеет схожий уровень конкуренции со сферой производства крытых вагонов. Однако АО "Рузхиммаш" (входит в RM Rail), как и в 2016-м, занимает доминирующее положение (56%, +37 п. п. и +0,9 тыс. вагонов по итогам трех кварталов 2018 г. к аналогичному периоду прошлого года), в то время как на рынке крытых вагонов доминирующий игрок в 2018 году отсутствует. Значительно сократилась доля УВЗ, до 5% (-25 п. п.), доля ОВК после резкого роста 2015–2016 гг. стабилизировалась в интервале 30–40%.

"Наблюдаемый с начала 2017 года значительный рост ставок операторов обеспечил рост спроса на грузовые вагоны и, как результат, возобновление производства подвижного состава на предприятиях, которые ранее его существенно снизили или вовсе отказались от производства, – указал заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук. – В то же время в 2019 году мы уже ожидаем перенасыщения рынка, снижения выпуска грузовых вагонов до 58–62 тыс. единиц и возобновление тренда на снижение конкуренции в отрасли".

Справка:

Индекс Херфиндаля-Хиршмана – показатель, широко используемый антимонопольными органами в мире, в том числе ФАС России, для оценки степени монополизации отраслей. Значение индекса определяется как сумма квадратов долей каждой компании на рынке, максимальное значение – 10 тыс. По значениям индекса выделяются три типа рынков: высококонцентрированные (значение индекса от 1,8 тыс. до 10 тыс.) умеренно концентрированные (от 1 тыс. до 18 тыс.) и низкоконцентрированные (менее 1 тыс.).
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions