+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.04.2023 17:49:12
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Взгляд сквозь кризис: социальные аспекты вагоноремонта

Больше года отечественный бизнес живет в условиях постоянно изменяющихся вызовов и мощного санкционного давления. Несмотря на все трудности, железнодорожники сумели преодолеть кризисные явления, не допустив дестабилизации работы отрасли. Но все имеет свою цену. Усилия, направленные на минимизацию негативного влияния геополитической напряженности и экономических шоков, обострили ранее существовавшие противоречия и нерешенные вопросы. Сложившуюся ситуацию мы обсудили с Евгением Шереметом, заместителем генерального директора по экономике и финансам «Новой вагоноремонтной компании».
Взгляд сквозь кризис: социальные аспекты вагоноремонта
- Какие кризисные явления 2022 года повлияли на рынок ремонта подвижного состава? С какими главными трудностями столкнулись сегодня вагоноремонтные компании?

- Среди наиболее значимых негативных факторов, влияющих на жизненно важные сектора экономики страны, можно отметить резкое изменение выстраивавшихся годами логистических цепочек и бесконечные запретительные меры на поставку технологического оборудования, комплектующих и запасных частей, ранее ввозимых из ставших недружественными стран. В вагоноремонтной сфере одним из хрестоматийных примеров проблемы импортозамещения стала ситуация с кассетными подшипниками, которая отразилась на ремонте инновационных вагонов. Текущее положение дел позволяет прогнозировать, что дефицит кассетных подшипников удастся нивелировать за счет титанических усилий всех участников отрасли только к середине 2023 года.

Но есть еще один вопрос, не менее важный, чем технологический суверенитет или переориентация грузовых транспортных коридоров. Одной из ключевых причин, сдерживающих развитие вагоноремонтной отрасли, является существенный рост себестоимости оказываемых услуг по ремонту подвижного состава. Имеются в виду инфляционные процессы в самом широком смысле слова – от роста цен на все закупаемые позиции до индексации заработной платы, приводящей к существенному росту фонда оплаты труда (ФОТ) на всех предприятиях сети. Это сокращает и без того невысокую маржинальность вагоноремонтного бизнеса, а сферу деповского ремонта и вовсе превращает в сугубо убыточную.

- Насколько существенно именно фактор роста стоимости труда и содержания персонала влияет на вагоноремонтный бизнес?

- Вагоноремонт – это сервис. Клиент заинтересован в минимальном простое вагонов и хочет получать быстрое и качественное готовое решение. А хороший сервис обеспечивается, в первую очередь, людьми. Именно квалифицированные рабочие составляют основу успеха компании. Индивидуальный подход к каждому конкретному случаю ремонта вагонов и эффективная работа каждого на своем рабочем месте лежат в основе предоставления качественного сервиса. При этом, вагонный ремонт характеризуется крайне высокой трудоемкостью. Стоимость труда рабочего персонала растет, а значит необходимо дополнительно индексировать уровень зарплат работников в каждом регионе присутствия. Например, с момента объединения компаний НВК и ВРК-2 в середине 2020 года фонд оплаты труда у нас в компании вырос более чем на 70%.

Важно понимать, что сфера вагоноремонта на протяжении ряда лет была недофинансирована. Поэтому все вагоноремонтники понимают, что одним лишь повышением зарплаты не обойтись. Не менее значимую роль играет политика в области социальной защиты персонала и улучшении условий труда. Средства на ее реализацию также закладываются в расходной части бюджета.

- Что сделала ваша компания в условиях кризиса для социальной поддержки сотрудников?

- Предприятия «Новой вагоноремонтной компании» обеспечивают более 10 тысяч рабочих мест, а значит ее социальная политика влияет примерно на 40-50 тысяч россиян в масштабах страны. Мы понимаем значимость взятых на себя обязательств перед людьми. Так, в качестве реакции на вызовы 2022 года, мы были вынуждены сократить инвестиционную программу. Но уменьшение расходов не затронуло реализацию проектов по улучшению социально-бытовых условий для персонала. Мы уделяем этому направлению работы максимальное внимание.

Например, в прошлом году в филиалах Группы НВРК отремонтирован ряд помещений для отдыха, рабочих кабинетов, комнат приема пищи, душевых. В ВРЗ Пермь, ВРЗ Тюмень, ВРЗ Челябинск открыты столовые, позволяющие обеспечить горячее питание для сотрудников. В ряде депо утеплены помещения административно-бытового комплекса, запущены в эксплуатацию собственные котельные с целью полноценного отопления цехов в осенне-зимний период. Большое внимание мы уделяем профилактике травматизма на производстве и соблюдению техники безопасности: в штат принят дополнительный персонал по охране труда, работники обеспечиваются высококачественными средствами индивидуальной защиты. Продолжающаяся в 2023 году модернизация технологической базы предприятий позволит работать более эффективно и комфортно, что положительно скажется и на результатах труда, и на заработной плате.

- В какой мере принимаемые меры помогают стабилизировать ситуацию?

- Очевидно, что текущих мер недостаточно. Причем, это относится ко всем предприятиям вагоноремонтной отрасли, которая сегодня остро ощущает дефицит квалифицированной рабочей силы. Это – растущая с каждым месяцем проблема, особенно, на востоке страны. Мы наблюдаем отток токарей, слесарей и других высококвалифицированных специалистов. При этом, они зачастую уходят не к работодателям-конкурентам, а в другие – более привлекательные для трудоустройства –отрасли. В частности, предприятия военно-промышленного комплекса, испытывающие сегодня повышенную потребность в дополнительном наборе квалифицированных рабочих, стали составлять вагоноремонтникам серьезную конкуренцию в наборе персонала. Подобное соревнование нам выдерживать сложно.

Очевидно, что в таких высокомаржинальных секторах экономики как нефтегаз, тяжелое машиностроение или ВПК куда проще индексировать ФОТ и перекупать у нас лучшие кадры. В других отраслях обеспечиваются более заманчивые условия оплаты труда, которые компенсируют текущую инфляцию заработной платы и удорожание жизни. Не нужно обладать профильным экономическим образованием, чтобы понимать, что, например, 50 тысяч рублей в 2023 году и пять лет назад – совершенно разные деньги.

- Какой прогноз можно сделать в связи со сложившейся ситуацией?

- Сложившуюся ситуацию необходимо решать. Если вовремя не принять меры по сохранению кадров, то вагоноремонтная отрасль рискует потерять целое поколение специалистов. Дефицит кадров приведет к дисбалансу спроса и предложения на рынке вагоноремонтных услуг. В свою очередь, это приведет к острейшему дефициту мощностей, а как следствие – неконтролируемому росту цен со стороны «выживших» на рынке вагоноремонта участников. Отрасль будет лихорадить, что станет проблемой уже государственного масштаба. Этого нельзя допускать. Чем дольше оттягивать решение проблемы, тем больше денежных вливаний потребуется в дальнейшем.

Оглядываясь на международный опыт, показательной кажется ситуация в Соединенных Штатах Америки, где бесконечная череда аварий грузового состава привела к ряду внутриполитических катаклизмов. Что касается железных дорог России, то в текущих непростых условиях, поддержание работоспособного состояния парка подвижного состава приобретает стратегически важное для страны значение.

Сегодня вагоноремонтники в тяжелых условиях продолжают обеспечивать выход на сеть исправных грузовых вагонов. Развитие отрасли зиждется на плечах этих людей. Руководство всех вагоноремонтных компаний понимает, что дальнейшего роста ФОТ, как и существенных капиталовложений в улучшение социальных условий работников, не избежать. Поэтому, несмотря на то что 2023 год не стал более понятным, прогнозируемым и простым, чем прошлый год, реализация проектов по улучшению условий труда будет продолжена. Да, это отразится на прейскуранте оказываемых услуг. Остается надеется, что клиенты в лице операторского сообщества это поймут и примут. Ведь все они сами заинтересованы в сохранении отрасли, от которой зависит безопасность грузоперевозок всей страны и возможность дальнейшего развития их собственного бизнеса.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions