+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.04.2020 14:17:23
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Текущее падение стоимости рубля повысит транзитную конкурентоспособность железных дорог

Транспортная стратегия РФ до 2035 года, одобренная недавно правительством РФ, в качестве целей в сфере железнодорожного транспорта предусматривает увеличение объема транзита контейнеров железнодорожным транспортом в 4 раза к 2024-му и в 6,9 раз к 2035 году; доведение суммарной провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей до 182 млн т к 2024-му и до 305 млн т к 2035 году; строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург не позднее 2027 года. О том, насколько достижимы целевые показатели стратегии, РЖД-Партнер поговорил с сооснователем российской логистической компании STS Logistics Владимиром Дороховым.
Текущее падение стоимости рубля повысит транзитную конкурентоспособность железных дорог
 Владимир, как Вы в целом можете оценить документ? Насколько он соответствует планам и задачам транспортной отрасли в текущей экономической ситуации?

– В целом Транспортная стратегия России до 2035 года мне понравилась. Во-первых, радует, что мы до сих пор нацелены на выполнение Указа президента № 204 от 7 мая 2018 г., где до 2024 года стремимся к вхождению в число первой пятерки крупнейших экономик мира, развитию высокотехнологичного экспортно-ориентированного производства в обрабатывающей промышленности и внедрению цифровых технологий.

Во-вторых, в стратегии наконец-то появились целевые показатели индекса эффективности логистики (Logistics Performance Index, LPI). Правда, несмотря на то, что по индексу LPI Россия c 99-го места в 2016-м за 2 года сделала огромный качественный скачок на 75-ю позицию, плановый рейтинг на уровне 50-го места к 2024 году у меня вызывает некоторую несостыковку и сомнение в достижимости цели вхождения нашей экономики в первую пятерку мира.

Внедрение электронного документооборота и цифровизация транспорта также нашли свое отражение в стратегическом видении развития страны. Ну и, наконец-то, Минтранс увидел влияние пограничных пунктов на конкурентоспособность нашей транспортной системы в международных перевозках и даже включил их мониторинг в целевые показатели реализации стратегии.

– Суммарная провозная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей к 2024 году должна быть доведена до 182 млн т к 2024-му и 305 млн т к 2035 году. Насколько реализуемы такие амбициозные планы?

– Пропускная способность Восточного полигона в максимальной степени зависима от финансирования программы развития его инфраструктуры, которая, кроме средств РЖД, более чем на 55% зависит от государственного бюджета.

Справедливости ради необходимо отметить, что средства выделяются в зависимости от коммерческого востребования дополнительных мощностей развитием новых проектов по добыче и экспорту минеральных и природных ресурсов страны. А вот с этим есть небольшая заминка.

По паспорту проекта Восточного полигона при финансировании 562,4 млрд с 2013-го до 2019 года на 2018 год было освоено лишь 344,4 млрд руб. Основная причина здесь – отставание в государственной доле финансирования, по причине которого пришлось перенести окончание проекта с 2018-го на 2020 год.

Хотел бы отметить, что еще в 2018 году министр энергетики Александр Новак заявлял, что есть планы по увеличению совместной пропускной способности БАМа и Транссиба к 2025 году до 210 млн т., что в общем и не противоречит майскому указу президента о 180 млн т в 2024-м.

Как ни странно, но текущее падение стоимости рубля только повысит привлекательность экспортных контрактов и транзитную конкурентоспособность железных дорог, которые вполне могут компенсировать падение импорта. В связи с этим фактом считаю, что предстоящий кризис может послужить дополнительным стимулом для реализации амбициозной, но вполне выполнимой цели в 182 млн т к 2024 году.

– Стратегия также предусматривает обеспечение сроков доставки транзитных контейнерных перевозок на направлении Запад – Восток не более 7 суток к 2024-му и не более 6 суток к 2035 году, на направлении Север – Юг – не более 2,1 суток к 2024-му и не более 1,9 суток к 2035 году. 1. Реально ли достижение этих показателей, учитывая прогнозируемый спад в экономике из-за влияния коронавируса?

– Необходимо понимать, что скорость ускоренных контейнерных поездов (УКП) – величина очень растяжимая. Если скорость измерять по экспериментальным поездам, идущим под прямым контролем руководства РЖД, то здесь никакого сомнения, что на всем протяжении пути у них будет зеленый свет, который разово поможет выдержать повышенные требования к скорости. Другое дело, если мы измеряем среднюю скорость по всей сети.

Рекордные скорости контейнерных поездов в прошлом году были зафиксированы на казахстанском направлении и достигали 1155 км в сутки.

Проект РЖД «Транссиб за 7 суток» также демонстрирует рекордные показатели скорости до 1,1 тыс. км/сут. Однако пока что на сегодняшний день скорость контейнерных поездов в среднем составляет 800–900 км/сут.

Проблемным вопросом в скорости контейнерных поездов являются и неравномерные возможности железных дорог стран – участников транзита. Так, например, если РЖД осуществляют перевозку УКП длиной 71 условный вагон, то Белоруссия максимум принимает только 65 вагонов, а Польша – всего 45. Кроме необходимости выделения времени для перегрузки контейнеров в Бресте из-за разной ширины колеи, различные требования к длине поезда требуют также потери темпа из-за требования переформирования поездов.

На скорость влияет не только инфраструктура, но и характеристики подвижного состава. Сейчас, например, ведутся разработки специальных скоростных платформ для перевозок УКП со скоростью до 160 км/ч, что даст суточную скорость до 1,5 тыс. км/сут. Так что если заложенная скорость 1319 км/сут. к 2024 году на горизонте текущего развития вполне реализуема, то 1,6 тыс. км/сут. к 2035-му потребует внедрения более современных технологий.

Отдельно хотел бы отметить, что любые усилия по скоростным характеристикам контейнерного поезда могут уйти в песок, когда в местах таможенного и пограничного контроля их вполне справедливо для организации правильного оформления может задержать суровый таможенный инспектор, который имеет свои, отличные от транспортников директивы. Это известная проблема транзита, и радует, что текущая стратегия учитывает составляющую погранпереходов. Надеюсь, что вопрос согласования транспорта с ФТС до 2035 года нам все-таки удастся решить.

– За счет чего, по Вашему мнению, должно происходить увеличение объема транзитных контейнеров?

– Амбициозная цель стратегического развития по увеличению объема транзита контейнеров железнодорожным транспортом в 4 раза к 2024-му и в 6,9 раз к 2035 году не совсем понятна. Конечно, у нас есть хороший пример Казахстана, который не имея морских портов, только за счет двух погранпереходов (Достык и Алтынколь) с 2013 по 2018 год сумел увеличить транзитный поток в более чем в 24 раза. Но Россия за тот же период нарастила транзитный поток всего в 2,33 раза. Для достижения роста в 4 раза в течение всех шести лет РЖД должны показывать средний годовой рост в 67%.

В реальной жизни максимальные темпы роста транзита в современном периоде наблюдались в размере 60% с 2016 по 2017 год. В остальное время рост колебался от 5% в 2019-м до 38% в 2011 году. При этом в некоторые годы были и падения, как, например, -14% в посткризисный 2015 год.

Да и официальные прогнозы РЖД видят потенциальный рост транзитных контейнерных перевозок до 2024 года не более чем в 2 раза (с 553 тыс. до 1,1 млн. TEU).

С другой стороны, общий объем экспортно-импортных перевозок между Китаем и странами ЕС достигает порядка 110 млн т в год, основная масса которого перевозится морским путем. Наземный транзит всего этого потока сумел завоевать себе лишь 1,6% в импорте и 1,2% в экспорте европейских товарок в Китай. Как ни странно, но даже доля авиатранспорта в этом потоке выше железнодорожного. Здесь явно виден огромный потенциал для российского транзита, который хотелось бы использовать.

Обычно кризисные периоды приносят спады в объемах, но если российский транзит сумеет показать существенные преимущества не только по срокам доставки, но и по ее стоимости, теоретически возможно, что предстоящий экономический коллапс и сможет помочь в достижении поставленной цели.

– Мы затронули в том числе проект международного транзитного коридора Север –Юг. От чего зависит успех на этом направлении?

– Это отдельный вопрос, который зависит далеко не от решений РЖД и даже правительства РФ. История этой идеи началась еще в 2000 году с подписания соответствующего соглашения между Россией, Индией и Ираном. Данный маршрут представляет отличную альтернативу морскому пути индийских грузов через Суэцкий канал, но по причине текущих противоречий с Пакистаном все же использует морскую часть для захода на территорию Ирана.

В настоящее время готовы к эксплуатации восточная часть МТК, использующая прямое железнодорожное сообщение через территории Ирана, Туркменистана и Казахстана, транскаспийский маршрут с использованием морской составляющей с участием российских и иранских портов. Наиболее быстрый прямой железнодорожный маршрут в Европу (западная ветвь) на текущий момент пока не готов по причине отсутствия недостающего звена на участке Решт (Иран) – Астара (Азербайджан).

Развитие этого проекта тормозится как слабым развитием железнодорожной сети Ирана, так и угрозой американских санкций к сотрудничающим с ним компаниям.

Что касается сроков доставки УКП, считаю, что гадать здесь преждевременно.

– На Ваш взгляд, какие есть спорные моменты в стратегии?

– В документе озвучено, что в будущем за счет тарифной и налоговой политики планируется выровнять тарифы на оказание транспортных услуг между разными видами транспорта на одних и тех же направлениях для выравнивания нагрузки между различными отраслями. Я бы поспорил с этим предположением, так как, по моему мнению, невозможно сравнить по тарифам железнодорожную, речную и авиаперевозку, каждая из которых имеет глубокие различия в себестоимости, скорости и в удобстве доставки.

Считаю, что потребитель всегда должен иметь возможность выбора из полного набора этих транспортных опций. А вот кому он отдаст предпочтение – на основе честной конкуренции должен решать рынок.

Подготовила Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions