• Ставка на полувагон
    1975
    -3.8 %
    руб./сут.
    август 2019
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 66.78 0 EUR ЦБ РФ 73.98 0
    BTC 10158.08 usd BTC 667995.34 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.07.2019 14:17:00
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Тариф, не нужный никому?

Система формирования железнодорожных тарифов по принципу «инфляция минус» презентовалась рынку как некий жест доброй воли со стороны руководства страны. Формально бенефициарами должны были стать клиенты ОАО «РЖД». О том, с чем столкнулись на практике грузовладельцы и каковы дальнейшие перспективы дальнейшей реализации данной модели, рассказал президент Института развития транспортных систем Александр Синев.
Тариф, не нужный никому?
 Основной целью введения модели формирования тарифов «инфляция минус», согласно официальным декларациям, было снижение нагрузки на грузовладельцев. Кроме того, предполагалось, что динамика изменения ставок станет более прозрачной и предсказуемой, что происходит на практике? Как реально изменился размер тарифа в сравнении с 2018 годом?

– Помимо базовой индексации 3,5% по формуле «инфляция минус 0,1%», применен коэффициент для финансирования мероприятий по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства, 1,5%, повышающий коэффициент 1,06 (6%) к тарифам на порожний пробег полувагонов, коэффициент к тарифам на перевозку экспортных грузов в размере 1,08 (8%) за исключением грузов нефтегазовой отрасли и алюминиевой промышленности. Причем если для основной части грузоотправителей коэффициент 1,08 действовал и в 2018 году, то для отправителей каменного угля этот индекс учитывается в проценте индексации к предыдущему году и составляет 11,9%, что существенно выше формулы «инфляция минус».

 Насколько эффективно введение дополнительных надбавок? Не было бы логично просто увеличить на эту величину процент индексации?

– Введение дополнительных надбавок нельзя назвать эффективным уже только потому, что рост доходной ставки продолжает существенно отставать от темпов индексации, в том числе по углю (в этом сегменте переориентация на восточные рынки, рост груженого и порожнего пробега приводят к снижению доходности). К необходимости применения дополнительных надбавок приводит в первую очередь объективное занижение базовой индексации.

Во-первых, расчет инфляции в базовой индексации основывается на индексе потребительских цен (ИПЦ). Но на расходы РЖД влияет и индекс цен производителей промышленной продукции (ИЦП). Рост цен на электроэнергию и топливо складывается выше инфляции, поэтому базовый индекс не покрывает экономически обоснованные темпы роста расходов ОАО «РЖД». Между тем в соответствии с ранее принятыми нормативными актами ФСТ России базовый индекс учитывает в том числе и ИЦП, и ИПЦ.

Во-вторых, анализ мировой практики тарифного регулирования показал, что отрицательный Х-фактор (минус 0,1%) не применяется нигде в мире, кроме нашей страны. В условиях роста объемов перевозок, дефицита пропускных и провозных мощностей, реализации масштабных инвестиционных программ X-фактор всегда положительный. В странах с более низкой инфляцией, чем у нас, он составляет до плюс 4,5%. И этот плюс не влияет на общие инфляционные показатели, так как обусловлен необходимостью обеспечения роста объемов перевозок и ввода новых инфраструктурных мощностей.

 Эффективна ли, по Вашему мнению, данная модель? Обеспечивает ли она баланс интересов участников рынка?

– Как видно, модель «инфляция минус 0,1» не обеспечивает ни реализацию долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», ни гарантии потребителям в ограничении роста тарифов. Есть еще один фактор, характеризующий эффективность системы регулирования в целом. Он хорошо иллюстрируется цифрами. Рентабельность продаж ОАО «РЖД» по итогам 2018 года в 4 раза ниже аналогичного показателя операторов, например АО «ПГК», и в 10 раз ниже рентабельности порта Восточный. Вот реальные индикаторы баланса интересов на рынке, где механизмы саморегулирования в конкурентных сегментах (невидимая рука рынка) явно не работают, но и методы антимонопольного контроля и регулирования естественных монополий системно не применяются.

 Как Вы оцениваете дальнейшие перспективы реализации данной модели?

– Модель должна быть пересмотрена. И не только в части расчета базовой инфляции с учетом ИЦП и ИПЦ и установления обоснованной величины X-фактора. Необходимо прорабатывать системное применения механизмов регулирования в сфере естественных монополий (в части прямого установления тарифов) и антимонопольного регулирования (в части мониторинга монопольно высоких цен в сегментах, формально относящихся к конкурентным). Сейчас регулирование осуществляется, мягко говоря, несистемно. Естественные монополии регулируются по результатам анализа расходов, а решения по монопольно высоким ценам в смежных сегментах если и принимаются, то на основании отдельных обращений участников рынка, по приблизительным, укрупненным методологическим критериям, где большой вес имеют субъективные представления и профессиональный уровень конкретных государственных служащих.

Между тем нужен системный, упреждающий мониторинг сбалансированности функционирования рынков. Критерием баланса интересов на рынке перевозок должен быть в том числе непрерывный мониторинг рентабельности продаж всех участников рынка: производителей, владельцев ППЖТ, перевозчиков, операторов и портов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Технологии, прокачанные сжатым воздухом

Технологии, прокачанные сжатым воздухом
АО «Транспневматика» – одно из ведущих высокотехнологичных предприятий России по разработке и производству тормозных систем для железнодорожного подвижного состава и городского транспорта. В текущем году предприятие отметило свой вековой юбилей с момента старта изготовления продукции для железнодорожного транспорта. Что готово предложить АО «Транспневматика» потребителям? Об этом мы беседовали с генеральным директором предприятия Владимиром Батенковым.
РЖД-Партнер

«Мы шли путем проб и ошибок»

«Мы шли путем проб и ошибок»
С момента упразднения Министерства путей сообщения РФ (МПС России) прошло уже 15 лет, но споры о том, насколько верным было это решение, каковы его последствия, плюсы и минусы, до сих пор не утихают. Что было бы с отраслью, если бы МПС продолжило свою работу? Как в нынешних условиях способствовать росту доходов и снижению издержек и насколько оправдана сверхцентрализация управления на железнодорожном транспорте?

Об этих и других важных вопросах корреспондент РЖД-Партнера беседовал с бывшим заместителем министра путей сообщения РФ и членом Общественной палаты РФ, ныне профессором Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I, членом президиума Российской академии транспорта, членом президиума Роспрофжел Владимиром Белозеровым. на днях Владимир Леонидович отметил свой 70-летний юбилей.
РЖД-Партнер

«Выпускников МИИТа на бирже труда нет…»

«Выпускников МИИТа на бирже труда нет…»
11 августа у президента Ассоциации вузов транспорта, президента РУТ (МИИТ), д. т. н., профессора Бориса Лёвина – юбилей. Борису Алексеевичу исполнилось 70 лет. Он – живая легенда железнодорожной отрасли. Учебные заведения под его руководством выходили в передовики и становились центрами инноваций в России. За заслуги Б. Лёвин награжден государственными орденами и премиями, правительственными наградами. Накануне юбилея с ним встретился наш корреспондент. Какие профессии наиболее востребованы на рынке труда транспортной отрасли? Какова роль отраслевой науки в развитии российской системы перевозок грузов и пассажиров? Стоит ли в РФ строить поезда маглев? Об этом и многом другом и состоялся откровенный разговор.

  1. ОАО «РЖД» разрешило досрочно (телеграмма № 15099/ЦФТО от 24.06.2019 г.), за полгода до вступления в силу приказа Минтранса (№ 66 от 04.03.2019 г.), перевозить некоторые виды скоропортящихся грузов в универсальных контейнерах вместо рефрижераторов. Позволит ли это решение привлечь новые грузы на железную дорогу и как этот шаг отразится на работе операторов?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort