+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.07.2019 14:17:00
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Тариф, не нужный никому?

Система формирования железнодорожных тарифов по принципу «инфляция минус» презентовалась рынку как некий жест доброй воли со стороны руководства страны. Формально бенефициарами должны были стать клиенты ОАО «РЖД». О том, с чем столкнулись на практике грузовладельцы и каковы дальнейшие перспективы дальнейшей реализации данной модели, рассказал президент Института развития транспортных систем Александр Синев.
Тариф, не нужный никому?
 Основной целью введения модели формирования тарифов «инфляция минус», согласно официальным декларациям, было снижение нагрузки на грузовладельцев. Кроме того, предполагалось, что динамика изменения ставок станет более прозрачной и предсказуемой, что происходит на практике? Как реально изменился размер тарифа в сравнении с 2018 годом?

– Помимо базовой индексации 3,5% по формуле «инфляция минус 0,1%», применен коэффициент для финансирования мероприятий по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства, 1,5%, повышающий коэффициент 1,06 (6%) к тарифам на порожний пробег полувагонов, коэффициент к тарифам на перевозку экспортных грузов в размере 1,08 (8%) за исключением грузов нефтегазовой отрасли и алюминиевой промышленности. Причем если для основной части грузоотправителей коэффициент 1,08 действовал и в 2018 году, то для отправителей каменного угля этот индекс учитывается в проценте индексации к предыдущему году и составляет 11,9%, что существенно выше формулы «инфляция минус».

 Насколько эффективно введение дополнительных надбавок? Не было бы логично просто увеличить на эту величину процент индексации?

– Введение дополнительных надбавок нельзя назвать эффективным уже только потому, что рост доходной ставки продолжает существенно отставать от темпов индексации, в том числе по углю (в этом сегменте переориентация на восточные рынки, рост груженого и порожнего пробега приводят к снижению доходности). К необходимости применения дополнительных надбавок приводит в первую очередь объективное занижение базовой индексации.

Во-первых, расчет инфляции в базовой индексации основывается на индексе потребительских цен (ИПЦ). Но на расходы РЖД влияет и индекс цен производителей промышленной продукции (ИЦП). Рост цен на электроэнергию и топливо складывается выше инфляции, поэтому базовый индекс не покрывает экономически обоснованные темпы роста расходов ОАО «РЖД». Между тем в соответствии с ранее принятыми нормативными актами ФСТ России базовый индекс учитывает в том числе и ИЦП, и ИПЦ.

Во-вторых, анализ мировой практики тарифного регулирования показал, что отрицательный Х-фактор (минус 0,1%) не применяется нигде в мире, кроме нашей страны. В условиях роста объемов перевозок, дефицита пропускных и провозных мощностей, реализации масштабных инвестиционных программ X-фактор всегда положительный. В странах с более низкой инфляцией, чем у нас, он составляет до плюс 4,5%. И этот плюс не влияет на общие инфляционные показатели, так как обусловлен необходимостью обеспечения роста объемов перевозок и ввода новых инфраструктурных мощностей.

 Эффективна ли, по Вашему мнению, данная модель? Обеспечивает ли она баланс интересов участников рынка?

– Как видно, модель «инфляция минус 0,1» не обеспечивает ни реализацию долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», ни гарантии потребителям в ограничении роста тарифов. Есть еще один фактор, характеризующий эффективность системы регулирования в целом. Он хорошо иллюстрируется цифрами. Рентабельность продаж ОАО «РЖД» по итогам 2018 года в 4 раза ниже аналогичного показателя операторов, например АО «ПГК», и в 10 раз ниже рентабельности порта Восточный. Вот реальные индикаторы баланса интересов на рынке, где механизмы саморегулирования в конкурентных сегментах (невидимая рука рынка) явно не работают, но и методы антимонопольного контроля и регулирования естественных монополий системно не применяются.

 Как Вы оцениваете дальнейшие перспективы реализации данной модели?

– Модель должна быть пересмотрена. И не только в части расчета базовой инфляции с учетом ИЦП и ИПЦ и установления обоснованной величины X-фактора. Необходимо прорабатывать системное применения механизмов регулирования в сфере естественных монополий (в части прямого установления тарифов) и антимонопольного регулирования (в части мониторинга монопольно высоких цен в сегментах, формально относящихся к конкурентным). Сейчас регулирование осуществляется, мягко говоря, несистемно. Естественные монополии регулируются по результатам анализа расходов, а решения по монопольно высоким ценам в смежных сегментах если и принимаются, то на основании отдельных обращений участников рынка, по приблизительным, укрупненным методологическим критериям, где большой вес имеют субъективные представления и профессиональный уровень конкретных государственных служащих.

Между тем нужен системный, упреждающий мониторинг сбалансированности функционирования рынков. Критерием баланса интересов на рынке перевозок должен быть в том числе непрерывный мониторинг рентабельности продаж всех участников рынка: производителей, владельцев ППЖТ, перевозчиков, операторов и портов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions