• Ставка на полувагон
    1138
    1.7 %
    руб./сут.
    сентябрь 2021
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2021Г. - 64 баллa
  • Финансы USD ЦБ РФ 73.01 0 EUR ЦБ РФ 85.68 0
    BTC 42669.04 usd BTC 3102892.59 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.07.2021 09:41:05
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Строительство железной дороги в условиях финансового кризиса подкосило Урал Промышленный – Урал Полярный

Оксана Васильева, к. ю. н., доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве Российской Федерации, рассказала РЖД-Партнеру о судьбе АО «Корпорация развития», которое было создано по личному распоряжению президента страны в 2005 году. Однако сейчас заявляют об окончании деятельности корпорации, а это значит, что Северный широтный ход будет достраивать кто-то другой.
Строительство железной дороги в условиях финансового кризиса подкосило Урал Промышленный – Урал Полярный
– Оксана Николаевна, что подкосило «Урал Промышленный – Урал Полярный»?

– Данный инвестиционный проект столкнулся с такими трудностями, как строительство железной дороги в условиях финансового кризиса. Так, в концепции комплексного освоения Приполярного Урала 2010 год назван ориентировочным для ввода в эксплуатацию участка железнодорожной магистрали на территории Югры. Тогда же не исключалась возможность «освоения подготовленных месторождений бурого угля, руд черных и цветных металлов». В 2013 году намечалось открыть движение по 850-километровой ветке между станциями Полуночная (Свердловская область) и Обская (Ямал, Лабытнанги). Равно как и запустить пару новых электростанций.

В свое время дал свой комментарий по этому поводу ветеран – проектировщик железных дорог Александр Капцев: «Здесь вам не равнина, здесь климат иной... Думаю, строительство дороги в сложных горных условиях займет никак не менее пяти лет. За такое в России давно не брались, а трудный опыт бамовцев подрастерян».

– Для чего именно был запущен инвестиционный проект «Урал Промышленный – Урал Полярный»?

– Целью является обеспечение экономической доступности и целесообразности вовлечения богатейших минерально-сырьевых ресурсов Приполярного и Полярного Урала в уральское промышленное производство путем создания транспортного коридора по восточному склону Уральских гор.

Приоритетным направлением деятельности корпорации является реализация экономически эффективных инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности экономики регионов, ее диверсификацию, стимулирующих инвестиционную деятельность; устранение инфраструктурных ограничений и создание новых точек экономического роста, включая развитие транспортной, энергетической, социальной инфраструктур, комплексное освоение ресурсного потенциала Уральского федерального округа.

– Но тогда корпорация должна была раньше начать строительство Северного широтного хода. Почему образовалась такая заминка?

– На первом месте стоял финансовый вопрос. Первая ориентировочная стоимость строительства трассы – 60 млрд руб. Затем она поднялась до 120. Летом 2007 года на экономическом форуме в Санкт-Петербурге заявка управляющей компании проекта о выделении 105 млрд руб. из инвестиционного фонда была удовлетворена частично. Ни саму идею, ни ее экономическое обоснование большинство экспертов сомнению не подвергли. Но переводить сумму сразу госкомиссия посчитала нецелесообразным. Транш в размере 6,5 млрд был выделен для разработки проектной документации.

– Прошло с того момента 14 лет. Какой срок достройки СШХ называют сейчас?

– Как сообщает пресс-служба правительства Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), строительство Северного широтного хода планируется закончить к 2023 году. Прогнозируемая загрузка железнодорожной магистрали может составить 23,9 млн т грузов при общей протяженности 686 км.

– Кто будет строить СШХ?

– Есть концессионное соглашение по созданию СШХ. При его согласовании и утверждении были определены условия финансирования, а также роль ключевых инвесторов. Ими стали банковские организации. При этом стоит отметить, что в проекте от лица концедента выступает государство, которое не только выделяет капитальный грант на стадии строительства, но и берет на себя обязательства по компенсации концессионеру минимального гарантированного дохода, что является дополнительной гарантией для банков. Тем самым участие государства в проекте создания Северного широтного хода позволяет потенциально нивелировать трудности, которые могли бы возникнуть при финансировании.

– Что даст государству реализация Северного широтного хода?

– Реализация проекта, с одной стороны, позволит развить железнодорожную сеть Российской Федерации и увеличить тем самым транспортную доступность, разгрузив существующую инфраструктуру, которая функционирует на пределе провозных и пропускных способностей, а также привлечь на железнодорожный транспорт дополнительную грузовую базу. С другой же стороны, строительство Северного широтного хода позволит создать новые рабочие места и осуществить пополнение бюджетов федерального и регионального уровней.

– А что с Корпорацией развития, которая стала преемником инвестиционного проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный»?

– На данный момент Корпорации развития остается реализовать один проект в Тарко-Сале – полигон ТБО для «Транснефти». В этом году в весенний период были проведены подготовительные работы. Возможно, в этом году этот проект будет выполнен и миссия корпорации будет исполнена. Может быть, в следующем году будем принимать решение о ее ликвидации. Это объясняется тем, что бюджетных инвестиций в деятельность компании не планируется, а собственные средства ей не позволяют реализовывать амбициозные проекты типа Северного широтного хода, поэтому в ближайшей перспективе будет стоять вопрос о прекращении деятельности.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 1998-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions