+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.06.2020 16:36:17
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Скрытая угроза: экологические риски обслуживания танк-контейнеров

Перевозка танк-контейнеров по сети железных дорог России по итогам января – мая 2020 года увеличилась на 5,5%, до 218,64 тыс. TEU. Доля перевозки танк-контейнеров в TEU от общего оборота спецконтейнеров составляет 88%. Однако развитие инфраструктуры не поспевает за темпами прироста грузооборота. О том, какие экологические риски несут устаревшие технологии обслуживания танков, рассказали президент EETCA, президент Havila OU Н. Григорьев и член правления Havila OU И. Лепетухин.
Скрытая угроза: экологические риски обслуживания танк-контейнеров
 Не секрет, что инфраструктура развивается в связке с практикой использования танк-контейнеров. Какие экологические угрозы вы можете выделить в вопросе организации обслуживания танк-контейнеров в России?

– С 1950-х гг. в CCCP на всех химических заводах использовалась простейшая технология очистки и обработки котлов железнодорожных цистерн и резервуаров с помощью открытого пара и утилизации отходов через очистные сооружения с биологической очисткой. Основные российские заводы оснащены очистными биологическими сооружениями, что позволяет снизить влияние химического загрязнения воды. Но так как до конца 90-х гг. XX века использовались в основном железнодорожные цистерны и бочки, обработкой и замывкой автоцистерн и танк-контейнеров многие заводы не занимаются. Более того, заводы имели и имеют лицензии на обработку только после тех продуктов, которые предприятие потребляет в качестве сырья или готовой продукции, чаще всего это продукты базовой химии. При этом Советский Союз ранее и Россия сейчас – импортер разнообразных специальных химических продуктов, которые не попадают в имеющиеся лицензии на мойку транспортных средств после доставки.

Начиная с XXI века наблюдается тенденция внедрения инноваций в транспортировку жидких продуктов на Западе, в частности создание различных модификаций танк-контейнеров и IBC-танков из полимерных материалов. Развитие танк-контейнерных перевозок в России вызвало появление многочисленных моек и депо с ручной мойкой танк-контейнеров с помощью примитивных аппаратов, используемых на автомойках. Они подразумевают работу человека внутри танка с использованием горячей воды с температурой около 60°C. Такую технологию нельзя назвать экологически чистой и безопасной для человека.

 А какие технологии позволяют существенно сократить наносимый окружающей среде вред при мойке танк-контейнеров?

– В мире имеется автоматическое оборудование, обеспечивающее безопасность рабочих, которое использует моющие форсунки до 200 атмосфер и горячую воду с температурой более 80°C с применением различных видов мыла. Кроме того, в последние годы модернизированные депо оборудуются компактной системой биологической очистки воды. На текущий момент ничего подобного в нашей стране не наблюдается. Второй вариант – сдача стоков мойки в очистные сооружения химических предприятий.

 Какие способы утилизации химических отходов используют российские депо?

– Следует признать, что мойкой танк-контейнеров и бензовозов занимаются в основном небольшие предприятия без должных технологий и утилизации стоков. В Санкт-Петербурге официально работает 10 таких моек, в Нижегородской области – 15, всего в России насчитывается более 130 моек такого типа.

 Какие правовые лакуны в российском законодательстве необходимо устранить с точки зрения экологической безопасности работы с танками?

– Необходимо разработать отдельное экологическое законодательство по работе со стоками жидких продуктов I–IV классов опасности и ввести обязательное лицензирование работы с такими продуктами.

 Какие предложения можно выдвинуть для ускорения процесса расширения использования танков в России?

– На 1 января 2020 года в мире насчитывается 652 350 единиц различных видов танк-контейнеров, произведенных в основном из нержавеющей стали. В России сегодня используется около 22 тыс танк-контейнеров. В нашей стране отсутствует их производство за исключением ряда небольших проектов (к примеру, производство танк-контейнеров из черного металла для перевозки СУГ). Поскольку ожидать развития собственного производства пока не приходится, представляется целесообразным снижение импортной пошлины на танк-контейнеры.

Также в мире успешно развивается перевозка продуктов с малой плотностью в особом типе танк-контейнеров своп-боди с объемом котла от 31 до 37,5 куб. м, их насчитывается более 70 тыс. ед. В России они перевозятся только автотранспортом, поскольку в 2015 году ОАО «РЖД» ввело запретительный тариф на их перевозку. Снятие этого запрета будет только способствовать развитию перевозок танк-контейнерами.

– Танк-контейнеры – это интермодальный транспорт. Однако в последнее время можно наблюдать две тенденции: переход грузов на автотранспорт и замещение танк-контейнерами железнодорожных цистерн. В чем причина такой ситуации и стоит ли пытаться на нее повлиять?

– Развитие автоперевозок в стране является естественной интеграцией России в мировое развитие транспортных процессов. Скорость и мобильность автомобилей – естественные преимущества этого вида транспорта над железнодорожными перевозками. Следует ожидать дальнейшего развития автоперевозок, и этот процесс следует только поддерживать. Уход грузов на автотранспорт на небольших и средних расстояниях с развитием автодорог будет только продолжаться.

Замена железнодорожных цистерн танк-контейнерами из нержавеющей стали стимулируется преимуществом контейнерного железнодорожного тарифа и одновременно практически отсутствием в стране производства железнодорожных цистерн из нержавеющей стали с пароподогревом и изоляцией, что является современным стандартом для обычного танк-контейнера.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions