– Развитие контейнеризации носит глобальный характер. Мы осознаем перспективность этого сегмента перевозок, поэтому развиваем сервисы контейнерных перевозок, подключая не только железнодорожную составляющую, но и море. Количество контейнерных перевозок в компании AsstrA растет год от года. Если брать динамику контейнеризации грузов в компании, то в сравнении с 2018 годом в 2020-м количество данных перевозок увеличилось в 6 раз. Ближайшая цель – перевезти по железной дороге 10 тыс TEU в год. Для компаний с light assets это очень хороший показатель.
– У вас есть проекты как на инфраструктуре РЖД, так и «Казакстан темiр жолы»? Как Вы оцениваете уровень взаимодействия с железнодорожниками?
– Работа с ОАО «РЖД», так же как и с администрациями железных дорог Казахстана и Белоруссии, складывается конструктивно. Коллеги открыты к обсуждению вопросов и, что важно, слышат и учитывают позиции всех участников рынка.
– Насколько соответствует тренду на рост перевозок в контейнерах инфраструктура железнодорожных, морских, автомобильных грузовых дворов и терминалов в РФ?
– Если говорить про импорт и транзит, то, как показывает ситуация за сентябрь – начало октября, нагрузка на терминалы Московского узла возросла из-за всплеска китайского импорта. Причинами стали «спящий» I квартал и изменения в стоимости морского фрахта.
К росту железнодорожных контейнерных перевозок принимающие и перерабатывающие мощности оказались не готовы. Перевозчикам приходится перенаправлять грузопотоки, искать свободную инфраструктуру. То есть наблюдается очевидный запрос от рынка на развитие, модернизацию и увеличение логистических инфраструктурных объектов.
– Что сегодня является перспективной грузовой базой для контейнерных перевозок? Что будет драйвером роста: металлы и древесина, налив в танках и флекситанках, генеральные грузы, продовольствие, сборные грузы, машины и оборудование, рефгрузы?
– Если можно так сказать, целевой группой для контейнерных перевозок является все.
Номенклатура контейнерных перевозок давно перестала быть узкой. Грузоотправители из самых различных производственных отраслей оценили преимущества контейнерных транспортировок, главные из которых – сохранность груза и удобство при мультимодальных перевозках.
Контейнеры используют как для перевозки насыпных ферросплавов, так и для доставки готовых автомобилей и грузовой техники.
Если разделять по категориям импорт/экспорт, то драйвером роста в импорте, на мой взгляд, как и прежде, будут товары категорий FMCG, hi-tech, оборудование, химия и fashion.
В экспорте останется сырьевая номенклатура, при этом также ожидаем увеличения доли перевозок грузов, требующих температурного режима.
Грузы во флекситанках как возили, так и будут возить. Качество флекситанков при этом будет улучшаться. Это неизбежная эволюция качества и сохранности груза при транспортировке.
– Заметны ли на рынке СНГ новые транзитные маршруты движения контейнеров или рост будет наблюдаться на традиционных направлениях: Дальний Восток – Белоруссия, Китай – Казахстан – Москва – Европа? Можно ли говорить о формировании перспективных локальных рынков и направлений перевозок?
– Рост контейнеропотока на маршруте Китай – РФ приведет к более активному использованию транзитного коридора через Монголию. Продолжится раскрытие логистического потенциала портов Дальнего Востока.
Также уже наблюдается увеличение перевозок из Юго-Восточной Азии в Центральную Азию. Конструкция «Азия для Азии» сохраняет свой потенциал и имеет определенную перспективу развития.
– Какое влияние окажет на транзитные контейнерные перевозки их субсидирование из федерального бюджета РФ?
– Данная мера поможет сбалансировать профицит мощности дальневосточных портов. Это значит, стоит ожидать роста транзита через порты ДВ, главным образом – развития перевозок в страны ЕС.
Беседовал Алексей Лебедев