• Ставка на полувагон
    1651
    -3.7 %
    руб./сут.
    январь 2020
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 62.34 0.53 EUR ЦБ РФ 68.78 0.49
    BTC 9010.2 usd BTC 567372.29 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.12.2019 16:33:15
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Как стать успешным в транспортной сфере: рекомендации из ведущего транспортного вуза страны

Ситуацию на рынке транспортного образования корреспонденту РЖД-Партнера прокомментировала д. т. н., заместитель директора по науке Института экономики и финансов Российского университета транспорта (МИИТ) Ольга Ефимова.
Как стать успешным в транспортной сфере: рекомендации из ведущего транспортного вуза страны
Понимание рынка формирует спрос

 Ольга Владимировна, как, закончив МИИТ, добиться жизненного успеха, какие компетенции Вы считаете наиболее успешными и востребованными?

– Я считаю, что РУТ (МИИТ), особенно в его сегодняшней конфигурации, дает все возможности для получения качественного образования, что служит хорошей основой для успеха и в первые годы поле окончания, и в последующие. Все уровни образования у нас представлены: бакалавриат, магистратура, специалитет, магистратура, и аспирантура, все это открывает абсолютно любые двери. Каждый человек так или иначе выбирает для себя какое-то направление. Мне кажется, что для жизненного успеха исключительно важна междисциплинарность. В этом отношении с чего начать – не особенно важно. В экономическом анализе широко применяется система сбалансированных показателей, разработанная учеными Р. Капланом и Д.Нортоном, включающая четыре перспективы оценки эффективности (экономика и финансы, клиенты и рынки, внутренние процессы, персонал технологии). Можно сквозь призму этих перспектив посмотреть и найти компетенции, которые нужны человеку для успеха. Если мы изучаем общую экономику и финансы, то мы не добьемся успеха, если мы не понимаем клиентов этой области рынка, на который выходит компания. Для того чтобы удовлетворить клиентов, нужно понимать эффективные внутренние процессы, как построен бизнес, какие у него технологии, и, соответственно, именно это дает возможность завоевать рынок и быть успешным в области экономики и финансов.

 Можно ли стать успешным, закончив узкоспециализированное направление подготовки?

– Если рассматривается работа на транспорте, как в эксплуатирующей организации, это будут технологии транспортных процессов, если мы рассматриваем информационный бизнес, это информационные технологии, если строительство, это строительные технологии. Но в любой сфере для дальнейшего успеха нужно к технологиям добавить понимание клиентов, рынка и маркетинга, то есть всего того, что формирует спрос в данной области. Нельзя, к примеру, заниматься совершенствованием технологий транспортных процессов, ориентируясь только на внутреннюю эффективность, технология должна обеспечивать добавленную ценность для клиента. То есть вопрос не в том, как создать план формирования или график движения – это узкопрофессиональные области, а умение выйти за горизонт узкопрофессиональных задач и создать новые транспортные продукты, которые рождаются именно из понимания, чего хочет клиент и ждет рынок. Поэтому, я еще раз подчеркиваю необходимость комплексного образования для успешной карьеры.

 Как Вы считаете, МИИТ предоставляет сбалансированное образование?

– Наш университет, безусловно, предоставляет эту возможность, потому что в МИИТ есть важное и правильное конкурентное преимущество – возможность поступить в магистратуру на любое направление, вне зависимости от того, какое направление бакалавриата вы закончили. На вступительных экзаменах, конечно, нужно продемонстрировать знания в области выбранного направления, но все-таки возможность есть. Некоторой особой ветвью образования оказывается специалитет, потому что он ориентирован на специальные знания под определенный вид инженерной деятельности. Но если абитуриент при поступлении в вуз уже имеет ясный, стратегический и невариативный план карьерного движения и хочет быть узкоспециализированным работником именно в этой вертикали, то ему лучше выбрать специалитет.

Выбирают не профиль, а бюджет

 Сейчас наблюдается спрос на технические направления подготовки или все же на гуманитарные?

– Хочу сказать, что часто выбирают не профиль, а бюджетную форму обучения. Сейчас в стране непростая экономическая обстановка, не предвидится улучшения мировой конъюнктуры и, конечно, это обуславливает выбор формы обучения.

В основном родители подсказывают своим детям, какую специальность выбрать, однако, давая советы, они смотрят на свой жизненный опыт и зачастую считают, что инженерный труд – это один вид деятельности, а экономический – совершенно другой. Им не всегда хватает понимания, что нужна сбалансированность. Поэтому образовательные услуги потребляются массово и нерационально. Развитие цивилизации и современные цифровые трансформации направлены на высвобождение работника из рутинных процессов, оставляя все больше времени на творчество и развитие. Поэтому, думаю, что в стратегической перспективе именно гуманитарный сектор знаний будет более востребованным.

 Почему МИИТ, будучи транспортным вузом, не дает отраслевые транспортные знания студентам, обучающимся на гуманитарных специальностях?

– Да, это плохо. Но чтобы выдавать дипломы государственного образца, мы обязаны ориентироваться на образовательные стандарты. Сейчас МИИТ дано право самостоятельно формировать учебные программы, в программах есть вариативная часть, которую вуз формирует самостоятельно. Например, метод расходных ставок, который является единственным приемлемым для расчета себестоимости перевозки территориально-распределенной компании, не изучается на экономических факультетах нетранспортных вузов. Отсутствие отраслевых знаний в любой области увеличивает период адаптации для решения необходимых задач. Сейчас мы прорабатываем модель базового образования для всех направлений подготовки, планируется включение общетранспортных дисциплин в абсолютно все направления подготовки.

 Как построить карьеру после окончания обучения?

– Я считаю, что очень многое зависит от самих студентов. В процесс обучения заложена учебная и производственная практика, на которой можно проявить личностные и профессиональные качества, однако, не обладая достаточной личностной зрелостью, некоторые студенты воспринимают практику как продолжение каникул. В свою очередь, работники предприятий зачастую прохладно относятся к практикантам.

Ментальность на первых ролях

 Как замотивировать студентов?

– Вуз не может мотивировать всех и каждого, особенно если нет внутренней культуры и понимания, что для построения карьеры нужно работать, работать и еще раз работать. К сожалению, большинство людей в возрасте 18–20 лет не понимают, что такое работа. Одним из средств воспитания являются СМИ, если в них люди, которые работают усердно, являются героями, то в обществе возникает модель, что именно эти люди – пример для подражания. Сегодня, к сожалению, не такой образ является предпочтительным на пространстве СМИ.

 Как Вы считаете, существует ли проблема утечки кадров, действительно ли отечественное образование проигрывает зарубежному?

– Есть понятие национальной ментальности, оно воплощено и в нашем бизнесе, и в нашем образовании. Когда человек получает образование за рубежом, он должен осознавать, что он будет морально и личностно подготовлен к работе на других рынках с другой ментальностью. Несмотря на глобализацию экономики, глобализацию рынков, все равно есть некоторые национальные традиции.

Особенность человека в том, что ему всегда кажется, что где-то там лучше. Когда мы приезжаем как туристы, ми видим только определенную часть жизнь, не понимаем всех слоев ее реальной реализации, мы видим только внешний слой и он может быть более привлекательным, чем жизнь в том месте, где человек родился. Всегда происходит слом: к примеру, для того, чтобы жить в Москве, нужно обладать определенным менталитетом, другим темпом жизни. И этот темп должен быть для человека органичным и только тогда он достигнет успеха. Могу сказать, что в обучении за рубежом есть положительные моменты, но если человек постигает знания и думает, как это применить в условиях российского законодательства, менталитета и климата, тогда этот студент сможет получить качественные знания и трудоустроиться на Родине. Если он не думает, как это применить в России, он должен остаться там, где его научили. Но там он всегда будет на вторых ролях, так как он не из этой среды ментально, у него все равно другая языковая среда. Должно пройти много лет, чтобы человек полностью сменил язык мышления.

Если поступаете в зарубежный вуз, нужно точно понимать, для чего вы учитесь – чтобы вернуться или чтобы остаться. Неясность жизненных целей у молодежи не приводит к успеху ни у отечественных, ни у зарубежных работодателей. Если человек ответственно относится к отечественному образованию и, приходя в вуз, точно понимает, чему бы он хотел научится – он сможет стать успешным.

 Что Вы порекомендовали бы тем, кто уже заканчивает свое обучение в МИИТ, и тем, кто только думает о выборе транспортного образования?

– Для тех, кто собирается выпускать: нужно постараться, чтобы выпускная квалификационная работа стала рекламным продуктом, который можно показывать всем. Начинать делать ее нужно с первого месяца выпускного курса и подумать, как идею работы можно будет предложить своему будущему работодателю. После трудоустройства нужно думать о том, как сделать лучше ту организацию, в которой работаешь, только такой подход дает возможность получения стратегического успеха.

Для тех, кто только выбирает, могу сказать, что транспортная отрасль очень перспективная, а МИИТ не просто транспортный вуз, это уникальный сплав самых разных компетенций с многовековой историей и квалифицированным профессорско-преподавательским составом.

Совет для всех: не останавливайтесь, сочетайте разные области и вы построите успешную карьеру.

Беседовал Алексей Петров

Напоминаем, что журнал РЖД-Партнер ежегодно проводит конкурс для студентов транспортных вузов. В 2019 году в редакцию РЖД-Партнера поступило рекордное за все время проведения конкурса количество студенческих работ – более 70. Помимо сотрудников редакции журнала, компании – партнера конкурса – АО «ПГК» – и отраслевых экспертов, в жюри в этом году вошли представители АО «СУЭК», Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» и Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД». Жюри отметило высокий уровень работ. АО «СУЭК» решили пригласить на стажировку четырех участников конкурса, а партнер конкурса – АО «ПГК» – принял решение наградить специальными призами всех 22 студентов, чьи работы вышли в финал.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

РЖД помогут первому вице-премьеру найти баланс между собираемостью и расходованием бюджетных средств

РЖД помогут первому вице-премьеру найти баланс между собираемостью и расходованием бюджетных средств
Курировать транспортный блок нового правительства будет первый заместитель председателя Андрей Белоусов, который также сосредоточит в своих руках контроль над его экономическим и финансовым блоками. О значении этого решения для транспортной отрасли мы разговариваем с председателем Экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павлом Иванкиным.
РЖД-Партнер

Риски окружают оператора со всех сторон

Риски окружают оператора со всех сторон
2019 год стал непростым для операторов железнодорожного подвижного состава: резкий рост цен на детали и обслуживание произошел на фоне падения ставки аренды из-за профицита вагонов на сети. В 2020-м эксперты ожидают постепенного восстановления баланса с точки зрения затрат на эксплуатацию, но радоваться пока рано – падать будут не только расходы, но и доходы. Об основных тенденциях мы поговорили с директором по эксплуатации и содержанию вагонного парка Первой грузовой компании Владимиром Зверевым.
РЖД-Партнер

Расходы на вагоноремонт в 2020 году не вырастут

Расходы на вагоноремонт в 2020 году не вырастут
Эксперты ОЖдПС ожидают падения цен на крупное вагонное литье, а также перераспределения активов вагоноремонтных предприятий. Заместитель председателя ассоциации Денис Семенкин рассказал, насколько вероятна монополизация и как изменится структура затрат на эксплуатацию вагонов.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2020 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort