+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.12.2019 16:33:15
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Как стать успешным в транспортной сфере: рекомендации из ведущего транспортного вуза страны

Ситуацию на рынке транспортного образования корреспонденту РЖД-Партнера прокомментировала д. т. н., заместитель директора по науке Института экономики и финансов Российского университета транспорта (МИИТ) Ольга Ефимова.
Как стать успешным в транспортной сфере: рекомендации из ведущего транспортного вуза страны
Понимание рынка формирует спрос

 Ольга Владимировна, как, закончив МИИТ, добиться жизненного успеха, какие компетенции Вы считаете наиболее успешными и востребованными?

– Я считаю, что РУТ (МИИТ), особенно в его сегодняшней конфигурации, дает все возможности для получения качественного образования, что служит хорошей основой для успеха и в первые годы поле окончания, и в последующие. Все уровни образования у нас представлены: бакалавриат, магистратура, специалитет, магистратура, и аспирантура, все это открывает абсолютно любые двери. Каждый человек так или иначе выбирает для себя какое-то направление. Мне кажется, что для жизненного успеха исключительно важна междисциплинарность. В этом отношении с чего начать – не особенно важно. В экономическом анализе широко применяется система сбалансированных показателей, разработанная учеными Р. Капланом и Д.Нортоном, включающая четыре перспективы оценки эффективности (экономика и финансы, клиенты и рынки, внутренние процессы, персонал технологии). Можно сквозь призму этих перспектив посмотреть и найти компетенции, которые нужны человеку для успеха. Если мы изучаем общую экономику и финансы, то мы не добьемся успеха, если мы не понимаем клиентов этой области рынка, на который выходит компания. Для того чтобы удовлетворить клиентов, нужно понимать эффективные внутренние процессы, как построен бизнес, какие у него технологии, и, соответственно, именно это дает возможность завоевать рынок и быть успешным в области экономики и финансов.

 Можно ли стать успешным, закончив узкоспециализированное направление подготовки?

– Если рассматривается работа на транспорте, как в эксплуатирующей организации, это будут технологии транспортных процессов, если мы рассматриваем информационный бизнес, это информационные технологии, если строительство, это строительные технологии. Но в любой сфере для дальнейшего успеха нужно к технологиям добавить понимание клиентов, рынка и маркетинга, то есть всего того, что формирует спрос в данной области. Нельзя, к примеру, заниматься совершенствованием технологий транспортных процессов, ориентируясь только на внутреннюю эффективность, технология должна обеспечивать добавленную ценность для клиента. То есть вопрос не в том, как создать план формирования или график движения – это узкопрофессиональные области, а умение выйти за горизонт узкопрофессиональных задач и создать новые транспортные продукты, которые рождаются именно из понимания, чего хочет клиент и ждет рынок. Поэтому, я еще раз подчеркиваю необходимость комплексного образования для успешной карьеры.

 Как Вы считаете, МИИТ предоставляет сбалансированное образование?

– Наш университет, безусловно, предоставляет эту возможность, потому что в МИИТ есть важное и правильное конкурентное преимущество – возможность поступить в магистратуру на любое направление, вне зависимости от того, какое направление бакалавриата вы закончили. На вступительных экзаменах, конечно, нужно продемонстрировать знания в области выбранного направления, но все-таки возможность есть. Некоторой особой ветвью образования оказывается специалитет, потому что он ориентирован на специальные знания под определенный вид инженерной деятельности. Но если абитуриент при поступлении в вуз уже имеет ясный, стратегический и невариативный план карьерного движения и хочет быть узкоспециализированным работником именно в этой вертикали, то ему лучше выбрать специалитет.

Выбирают не профиль, а бюджет

 Сейчас наблюдается спрос на технические направления подготовки или все же на гуманитарные?

– Хочу сказать, что часто выбирают не профиль, а бюджетную форму обучения. Сейчас в стране непростая экономическая обстановка, не предвидится улучшения мировой конъюнктуры и, конечно, это обуславливает выбор формы обучения.

В основном родители подсказывают своим детям, какую специальность выбрать, однако, давая советы, они смотрят на свой жизненный опыт и зачастую считают, что инженерный труд – это один вид деятельности, а экономический – совершенно другой. Им не всегда хватает понимания, что нужна сбалансированность. Поэтому образовательные услуги потребляются массово и нерационально. Развитие цивилизации и современные цифровые трансформации направлены на высвобождение работника из рутинных процессов, оставляя все больше времени на творчество и развитие. Поэтому, думаю, что в стратегической перспективе именно гуманитарный сектор знаний будет более востребованным.

 Почему МИИТ, будучи транспортным вузом, не дает отраслевые транспортные знания студентам, обучающимся на гуманитарных специальностях?

– Да, это плохо. Но чтобы выдавать дипломы государственного образца, мы обязаны ориентироваться на образовательные стандарты. Сейчас МИИТ дано право самостоятельно формировать учебные программы, в программах есть вариативная часть, которую вуз формирует самостоятельно. Например, метод расходных ставок, который является единственным приемлемым для расчета себестоимости перевозки территориально-распределенной компании, не изучается на экономических факультетах нетранспортных вузов. Отсутствие отраслевых знаний в любой области увеличивает период адаптации для решения необходимых задач. Сейчас мы прорабатываем модель базового образования для всех направлений подготовки, планируется включение общетранспортных дисциплин в абсолютно все направления подготовки.

 Как построить карьеру после окончания обучения?

– Я считаю, что очень многое зависит от самих студентов. В процесс обучения заложена учебная и производственная практика, на которой можно проявить личностные и профессиональные качества, однако, не обладая достаточной личностной зрелостью, некоторые студенты воспринимают практику как продолжение каникул. В свою очередь, работники предприятий зачастую прохладно относятся к практикантам.

Ментальность на первых ролях

 Как замотивировать студентов?

– Вуз не может мотивировать всех и каждого, особенно если нет внутренней культуры и понимания, что для построения карьеры нужно работать, работать и еще раз работать. К сожалению, большинство людей в возрасте 18–20 лет не понимают, что такое работа. Одним из средств воспитания являются СМИ, если в них люди, которые работают усердно, являются героями, то в обществе возникает модель, что именно эти люди – пример для подражания. Сегодня, к сожалению, не такой образ является предпочтительным на пространстве СМИ.

 Как Вы считаете, существует ли проблема утечки кадров, действительно ли отечественное образование проигрывает зарубежному?

– Есть понятие национальной ментальности, оно воплощено и в нашем бизнесе, и в нашем образовании. Когда человек получает образование за рубежом, он должен осознавать, что он будет морально и личностно подготовлен к работе на других рынках с другой ментальностью. Несмотря на глобализацию экономики, глобализацию рынков, все равно есть некоторые национальные традиции.

Особенность человека в том, что ему всегда кажется, что где-то там лучше. Когда мы приезжаем как туристы, ми видим только определенную часть жизнь, не понимаем всех слоев ее реальной реализации, мы видим только внешний слой и он может быть более привлекательным, чем жизнь в том месте, где человек родился. Всегда происходит слом: к примеру, для того, чтобы жить в Москве, нужно обладать определенным менталитетом, другим темпом жизни. И этот темп должен быть для человека органичным и только тогда он достигнет успеха. Могу сказать, что в обучении за рубежом есть положительные моменты, но если человек постигает знания и думает, как это применить в условиях российского законодательства, менталитета и климата, тогда этот студент сможет получить качественные знания и трудоустроиться на Родине. Если он не думает, как это применить в России, он должен остаться там, где его научили. Но там он всегда будет на вторых ролях, так как он не из этой среды ментально, у него все равно другая языковая среда. Должно пройти много лет, чтобы человек полностью сменил язык мышления.

Если поступаете в зарубежный вуз, нужно точно понимать, для чего вы учитесь – чтобы вернуться или чтобы остаться. Неясность жизненных целей у молодежи не приводит к успеху ни у отечественных, ни у зарубежных работодателей. Если человек ответственно относится к отечественному образованию и, приходя в вуз, точно понимает, чему бы он хотел научится – он сможет стать успешным.

 Что Вы порекомендовали бы тем, кто уже заканчивает свое обучение в МИИТ, и тем, кто только думает о выборе транспортного образования?

– Для тех, кто собирается выпускать: нужно постараться, чтобы выпускная квалификационная работа стала рекламным продуктом, который можно показывать всем. Начинать делать ее нужно с первого месяца выпускного курса и подумать, как идею работы можно будет предложить своему будущему работодателю. После трудоустройства нужно думать о том, как сделать лучше ту организацию, в которой работаешь, только такой подход дает возможность получения стратегического успеха.

Для тех, кто только выбирает, могу сказать, что транспортная отрасль очень перспективная, а МИИТ не просто транспортный вуз, это уникальный сплав самых разных компетенций с многовековой историей и квалифицированным профессорско-преподавательским составом.

Совет для всех: не останавливайтесь, сочетайте разные области и вы построите успешную карьеру.

Беседовал Алексей Петров

Напоминаем, что журнал РЖД-Партнер ежегодно проводит конкурс для студентов транспортных вузов. В 2019 году в редакцию РЖД-Партнера поступило рекордное за все время проведения конкурса количество студенческих работ – более 70. Помимо сотрудников редакции журнала, компании – партнера конкурса – АО «ПГК» – и отраслевых экспертов, в жюри в этом году вошли представители АО «СУЭК», Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» и Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД». Жюри отметило высокий уровень работ. АО «СУЭК» решили пригласить на стажировку четырех участников конкурса, а партнер конкурса – АО «ПГК» – принял решение наградить специальными призами всех 22 студентов, чьи работы вышли в финал.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions