+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.10.2019 09:50:19
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Готова ли железнодорожная отрасль к переходу на кассетные подшипники?

С 2021 года 90% российских грузовых вагонов грозит обязательная смена роликовых подшипников на кассетные. Пока на территории России кассетные подшипники производят предприятия ООО «СКФ», ООО «ЕПК – Бренко Подшипниковая компания» и ООО «Тимкен ОВК». О том, кому выгоден этот переход и какие риски могут возникнуть при реализации, РЖД-Партнер поговорил с заместителем генерального директора ООО «СКФ» Александром Никитиным.
Готова ли железнодорожная отрасль к переходу на кассетные подшипники?
– Александр Викторович, чем обусловлена необходимость перехода на кассетные подшипники?

– Судя по тем совещаниям, в которых я принимал участие, и РЖД, и Минтранс очень сильно хотят повысить эффективность перевозочного процесса на железных дорогах, потому что буксовый узел традиционно является одной из основных причин отцепок и остановки поездов в текущий отцепочный ремонт. По статистике РЖД, много проблем с роликовыми буксовыми подшипниками. А опыт эксплуатации кассетных подшипников и в России, и во всем мире показывает, что это лучшее решение этой проблемы.

– Как ваша компания относится к этому переходу?

– Мы, конечно, поддерживаем его, потому что для нас это значит расширение рынка для нашей продукции. Но для того, чтобы развивать наше производство, нужно, чтобы существовал четко обозначенный и понятный рыночный спрос на какую-то перспективу. Мы уже лет 10 лет могли бы производить больше этих подшипников, но их больше пока просто не нужно.

– То есть если будет такой резкий переход – с 2021 года, то вы сможете обеспечить дополнительный объем?

– Да. Мы всем заинтересованным сторонам – и Минтрансу, и Минпромторгу, и нашим клиентам – обозначили, что мы реально сможем увеличить производство в течение 1,5 лет до 300 тыс. подшипников.

– Какие дополнительные объемы инвестирования для этого понадобятся?

– Речь идет о нескольких десятках миллионах евро. Эти средства будут потрачены на закупку оборудования. Проектная мощность нашего завода в Твери рассчитана изначально на выпуск 300 тыс. штук подшипников. Нам нужен год-полтора, для того чтобы закупить и установить необходимое оборудование для удвоения текущего объема производства. Но мы и без этого постоянно инвестируем в наше производство, осваиваем новые продукты, внедряем новые процессы и технологии. Наше последнее приобретение – инновационная линия термообработки, сегодня не имеющая аналогов в мире.

– Какова нынешняя мощность вашего завода?

– 150 тыс. кассетных подшипников в год.

– Вы назвали плюсы перехода. А какие главные риски Вы видите?

– 10 лет нашей работы показывают, что главные риски – это происходящие на рынке колебания спроса и непоследовательность решений, связанных с инновационным вагоностроением. Мы строим завод под программу РЖД, но за это время происходит реформа грузовых перевозок, РЖД передают вагоны собственникам, и никому наши кассетные подшипники становятся не нужными на несколько лет. Потом начинают производить инновационные вагоны, подшипников не хватает, и мы должны развивать наших поставщиков под возрастающие объемы, оперативно делать инвестиции и т. д. А потом рынок опять сжимается. Главный риск – в нестабильности нашего рынка, но все решаемо. Надеемся, что наконец вопрос будет проработан и решен.

– Высказываются опасения, что не сможем локализовать производство на 100%.

– Вопрос локализации связан прежде всего с тем, что очень трудно в России найти и развить поставщиков нужных компонентов. К примеру, мы с самого начала используем для наших подшипников российскую сталь. Тверской завод для кассетных подшипников для грузовых вагонов ни одного килограмма импортной стали не купил. Но заготовку для нас в России делать до настоящего времени в требуемом объеме и нужном нам качестве никто не мог. Нам приходилось отправлять сталь в Европу на переделы. Но не потому, что мы так хотим, а просто потому, что у нас другого выхода не было. В итоге сегодня, благодаря активной работе в течение последних 5 лет, у нас есть одобренный российский поставщик заготовок колец. Благодаря этому по нашему основному продукту степень локализации по стоимости составляет 85%. Все остальные компоненты также локализуемы, это вопрос решаемый абсолютно. Просто здесь нужна в том числе критическая масса. Для производства 100 тыс. подшипников роликовую линию ставить нецелесообразно. Для 300 тыс. это будет сделано.

Сепараторы – тоже вопрос, но также решаемый, мы работаем над этим. Но опять же потребуется ресертификация, много НИОКР. Наконец, вопрос смазки – он не самый простой, так как сегодня российских материалов, удовлетворяющих нашим требованиям, пока нет. Но уже ведется работа в этом направлении, есть образцы, проводятся НИОКР. Вопрос также будет решен в течение нескольких лет.

При наличии обоснованного спроса и четкого плана будет возможность также заниматься снижением себестоимости производства, что тоже стоит важным пунктом нашей повестки.

– Начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Михаил Сапетов сообщил, что переход парка грузовых вагонов на подшипники кассетного типа займет в нашей стране 10–15 лет. Насколько, на Ваш взгляд, этот срок реален?

– Самый простой и логичный путь в этой ситуации – с 2021 года начать производство новых вагонов только на кассетных подшипниках. Но если учитывать, что у нас 1,3 млн вагонов, а в год производится 30–40 тыс. вагонов, переход на кассетные подшипники займет 25–30 лет. Ну а если переходить так, как предлагает Минтранс – с 2021 года – с замены колес, то это займет 10 лет. И это реально. Меньше – вряд ли. 

– Есть ли риск дефицита подшипников?

– За других производителей, конечно, я сказать не могу. И однозначно только своей мощностью мы всю потребность не закроем. Для решения этого вопроса проводятся соответствующие мероприятия и принимаются последовательные шаги.

– В целом отрасль сейчас готова к переходу? Или все-таки только с 2021 года стоит начинать этот вопрос обсуждать?

– Я считаю, что Минпромторг предложил правильный путь – прописать с производителями специнвестконтракты с четкими планами по развитию мощностей, с обязательствами по локализации. И эти планы должны быть гармонизированы с потребностями в подшипниках, которые РЖД соответственно опять же по этому протоколу Минтранса должны предоставить. И затем уже сопоставить эти планы с реальными. Такой подход будет правильным.

Мы готовы заниматься этим вопросом в рамках наших договоренностей с Минпромторгом и Минтрансом. Задача может быть решена при правильной постановке вопроса соответствующими организациями, больших проблем мы в этом не видим.

Беседовала Наталья Гусаченко
Напоминаем, что вопросы, связанные с вагоноремонтом и эксплуатацией подвижного состава, будут обсуждаться на семинаре «Эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание вагонов: новые вызовы для владельцев», который пройдет 24 октября 2019 года в отеле «Садовое кольцо» (г. Москва, пр. Мира, д. 14, стр. 2).

Мероприятие проводится в рамках традиционной ежегодной серии деловых семинаров журнала «РЖД-Партнер». Помимо очного участия, предусмотрен и онлайн-формат мероприятия, который позволит следить за дискуссией, задавать спикерам вопросы в чате и получать на них ответы.

Подробнее здесь.

Приглашаем вас принять участие  в работе семинара. 
По вопросам участия обращайтесь:
тел.: +7 (812) 418-34-99
e-mail: rasp@rzd-partner.ru.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions