Ремонт из запасников
Мощности вагоностроительного завода Тихвина позволяют ежегодно ремонтировать по 3 тыс. вагонов. Лето 2022 года исключением не стало: завод ремонтировал вагоны и в простой не уходил – идет и деповской капитальный ремонт, и текущий ремонт вагонов. Рабочие меняют износостойкие элементы – колодки, колпаки, втулки, болты, проверяют вагоны на трещины и соответствие параметрам. Соответствовать параметрам должны и кассетные подшипники. Их тоже меняют, однако их запасов хватит месяца на два, признаются заводчане.
«Да и что там эти кассетные подшипники? Мы же их разбираем, смотрим, ничего в них нет инновационного!» – заявляет сотрудник завода.
Правда, тут же добавляет: Россия наладить собственное производство столь важного узла для сборки инновационных вагонов не сможет. Но есть два завода в Китае.
«Кассетные подшипники из Китая подходят к российским инновационным вагонам. Но эти подшипники пока не сертифицированы. Как только получим разрешительные документы, так и наладим производство и ремонт вагонов в полном объеме», – заявляет сотрудник завода.
Однако обычно на сертификацию уходит года два, аккуратно добавляет он. Что делать в ближайшие два года? Этот вопрос на заводе называют риторическим и ведут по цехам, чтобы показать запасы подшипников от шведского производителя SKF. Заводчане утверждают, что эти подшипники после восьми лет эксплуатации ремонтировать несложно, но нужно быть аккуратным и внимательным.
«Нельзя перепутать направление роликов, поэтому каждый подшипник нумеруется – у него есть внутренние и наружные кольца, есть сторона А и сторона Б. После ремонта подшипник должен остаться в том же виде», – РЖД-Партнеру показывают, как разбирают подшипник, собранный в Швеции.
Вся операция длится минуты три: пронумерованные кольца убирают в одну корзину, шарики – в другую, все это обычной отечественной промасленной тряпочкой очищают от старой смазки. Потом подшипник направляют в неразрушающий контроль.
«Если на подшипнике выявляется хоть какой-то дефект или волосовидные трещины, его весь отправляют в брак. Подшипник с дефектами замене не подлежит», – говорит заводчанин.
Оказывается, в этом главное отличие: отечественный можно собрать из деталей от разных подшипников, а с произведенным в Швеции так не получится. «Он уже приработался, и все параметры притерлись». Однако в брак подшипники от компании SKF отправляют не более 5%. При ремонте иностранному подшипнику меняют сепаратор, уплотнение и смазку. Удивительно, но в шведском подшипнике даже смазка иностранного производства. Российская ему не подходит. Подшипник, прошедший ремонт на Тихвинском заводе, получает паспорт качества, сертификат качества, а срок эксплуатации увеличивается еще на восемь лет.
Тихвин. Завод. Вагон
«После вынужденного простоя мы начинаем поэтапное возобновление производственной деятельности и приступаем к выпуску вагонов» – это сообщение Тихвинского вагоностроительного завода произвело фурор. Участники рынка даже не надеялись на выход завода, РЖД-Партнеру рассказывают, что контракты на 2022 год завод уже даже не заключает, все контракты имеют срок исполнения – 2023 год. «Хотя полной оплаты завод просит в 2022-м. В момент подписания контракта, а не после его исполнения. Конечно, на такие условия согласен не каждый. Нужны вагоны, а не возможность отдать деньги за них», – рассказывают РЖД-Партнеру участники рынка на условиях полнейшей анонимности.
Между тем пресс-служба завода абсолютно открыто сообщает о планах по поставке российским заказчикам полувагонов, хопперов, лесовозов уже в августе, в этот же период завод намерен отгрузить на экспорт фитинговые платформы.
«Рост объемов загрузки цехов с последующим выходом на плановые мощности будет происходить плавно с постепенным задействованием персонала на различных переделах с учетом технологической специфики производства полного цикла, обеспечения ритмичной отгрузки комплектующих нашими поставщиками и плана по реализации готовой продукции предприятиями Промплощадки», – сообщает пресс-служба.
Тихвинский вагоностроительный завод ушел в простой 17 мая. Как надолго он вернулся на рынок? Этот вопрос, пожалуй, самый острый. Участники рынка не готовы давать прогнозы. Все дело в том, что в России до сих пор не решен вопрос о локализации или поставках подшипников для подвижного состава. В июне «Тек-Ком» (создана на мощностях шведского производителя подшипников SKF) подписала соглашение с правительством Тверской области о продолжении реализации специального инвестиционного контракта по полной локализации производства буксовых кассетных подшипников для грузовых вагонов. Однако номенклатура предлагаемой продукции на сайте «Тек-Ком» пока не представлена, запросы на испытания подшипников из Тверской области на сайте РС ФЖТ не публиковались.