+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.10.2020 14:28:39
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Вырубка леса на Байкале ради БАМа: ключевые вопросы

Три месяца назад был одобрен и принят закон, разрешающий сплошную рубку леса на Байкале ради модернизации БАМа и Транссиба, которая ведется РЖД уже с 2014 года. Более того, закон отменил государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) проектов. Эти изменения вызвали бурную реакцию экологов и общественников. С тех пор страсти немного утихли, но вопросы о том, что же будет с Байкалом, по-прежнему на повестке дня. РЖД-Партнер собрал ответы на главных из них.
Что именно разрешает закон?

Согласно поправкам к федеральным законам «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и «Об охране озера Байкал», до 31 декабря 2024 года разрешается выводить строительство проекта БАМа и Транссиба из-под целого ряда экологических ограничений, в частности, позволяя сплошную вырубку леса на Байкале. «Строительство, реконструкция объектов инфраструктуры (объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры), необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, на землях лесного фонда допус­каются с проведением сплошных рубок и переводом указанных земель в земли иных категорий», – гласит закон.

Перечень объектов инфраструктуры устанавливается правительством РФ. В него также включаются мероприятия по охране окружающей среды, связанные со строительством, реконструкцией таких объектов. При этом не допускается включать в этот перечень объекты, предназначенные для постоянного или временного проживания граждан, а также для осуществления рекреационной и иной деятельности, не связанной с обес­печением функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в составе БАМа и Транссиба.

При этом без ограничения по срокам отменяется экологическая экспертиза при строительстве объектов инфраструктуры на особо охраняемых территориях регионального значения.

Против чего бастуют экологи и общественники?

После принятия законопроекта экологи и общественники не только выступили против поправок, но и потребовали организации и установления особой Байкальской эколого-экономической территории на всей Байкальской природной территории (БПТ) со льготными налоговыми условиями, в первую очередь для местного коренного населения и мелких предпринимателей. Кроме того, они открыто обратились к власти с просьбой приведения в порядок и усиления законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся охраны озера.

Главные опасения состоят в том, что вырубка леса для расширения БАМа и Транссиба может нанести вред экосистеме Байкала. Руководитель программы по особо охраняемым природным территориям «Гринпис России» Михаил Крейндлин подчеркивал, что проблема состоит в том, что угроза для Байкала – это отнюдь не сплошные вырубки леса для модернизации БАМа и Транссиба, а то, что все будет выполняться без экологической экспертизы.

Кроме того, одним из главных вопросов на повестке стала необходимость общественного контроля над реализацией закона, а также открытость и информированность широкой общественности о ходе компенсационных работ.

Что обещает ОАО «РЖД»?

В РЖД заверяют, что не планируют строить новые железнодорожные пути вдоль береговой линии Байкала и вырубать для этого леса в рамках модернизации БАМа и Транссиба. По сообщению компании, всего будет вырублено от 8 до 10 га леса, из них 3 га – на территории Бурятии, вырубленные деревья будут компенсированы, и, более того, РЖД продолжат строительство и модернизацию очистных сооружений, замену электротехнического оборудования на тяговых подстанциях с отказом от маслонаполненных трансформаторов и выключателей.

Следить за применением закона будут помогать камеры видеонаблюдения, экологическое просвещение граждан, консультации по природоохранной деятельности, реализация плана в рамках подписанных недавно меморандумов с Бурятией и Иркутской областью, система экологического мониторинга и контроля на объектах строительства и реконструкции магистралей, информационно-аналитическая платформа для сбора, обработки и анализа результатов экологического мониторинга и контроля, а также автоматизированные системы контроля выбросов, сбросов загрязняющих веществ. Для граждан откроется горячая линия по вопросам реализации мероприятий по охране окружающей среды в центральной экологической зоне БПТ, заверяют в монополии.

27 августа ОАО «РЖД», правительство Республики Бурятии и Общественная палата республики в рамках исполнения поручений президента РФ подписали меморандум о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды. В документе отмечается, что в период проведения работ по модернизации БАМа и Транссиба и при их дальнейшей эксплуатации ОАО «РЖД» при участии республиканских властей и природоохранных организаций реализует ряд мероприятий по защите озера Байкал.

В этот же день был подписан подобный меморандум с соответствующими планами с правительством Иркутской области. Совместно с региональными властями планируется организация работ по очистке береговой полосы озера Байкал в центральной экологической зоне на участке п. Байкал – п. Выдрино (162 км).

Разработаны мероприятия по раздельному сбору мусора на станциях и остановочных платформах Кругобайкальской железной дороги, а также на объектах БАМа и Транссиба, где ведутся строительно-монтажные работы. Кроме того, ОАО «РЖД» продолжит строительство и модернизацию очистных сооружений, замену электротехнического оборудования на тяговых подстанциях с отказом от маслонаполненных трансформаторов и выключателей.

Также предусмотрены мероприятия по восстановлению лесных насаждений (20 га в Байкальском лесничестве, 20 га в Ангарском и Ушаковском лесничествах), защите и увеличению популяции некоторых видов животных и птиц, в том числе сокола балобана на территории Прибайкальского национального парка.

Будет ли лес восстановлен?

В соответствии с российским законодательством, ответственные за реализацию проекта обязаны высадить по меньшей мере столько же зеленых насаждений, сколько пришлось срубить для продолжения работы.

Но и эта мера вызывает ряд вопросов как у экспертов в области экологии, так и у экспертов со стороны железнодорожников. Так, президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин высказал мнение о том, что должным образом осуществлять контроль за компенсационным лесовосстановлением РЖД смогут лишь отчасти. Он уверен, что с обеспечением непосредственного выполнения требований представители РЖД справятся, а вот контроль качества таких высадок остается под вопросом. Проверка саженцев на незараженность паразитами и соответствие различным ботаническим требованиям вряд ли окажется под силу специалистам железнодорожного профиля.

Заместитель министра природы и природных ресурсов Республики Бурятии Марина Капустина сообщала о планах администрации Восточно-Сибирской железной дороги высаживать по пять саженцев взамен каждого дерева, которое было срублено в ходе реализации проекта.

Как настроены местные власти?

М. Капустина отметила, что вырубать по урезу озера Байкал не будут. Также она подчеркнула, что массовые сплошные рубки леса производиться не будут, речь идет только о вырубке участков под инфраструктуру.

«Никаких коммерческих рубок не предусматривается и не предусматривалось», – резюмировала чиновница.

Глава Бурятии Алексей Цыденов предложил создать группу общественного экологического контроля «Защити Байкал!». Это предложение поддержала Общественная палата республики. Общественники намерены контролировать ход работ в рамках закона об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, который разрешает сплошную вырубку лесов для строительства БАМа и Транссиба и либерализуют государственную экологическую экспертизу.

Какую роль в реализации проекта сыграют общественники?

Неравнодушные граждане – представители общественных организаций – подали в Общественную палату документы для получения статуса общественного инспектора в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды». После приема документов организуется учеба и сдача экзамена на получение статуса общественного инспектора.

С начала осени в Северобайкальск (является крупнейшим населенным пунктом, расположенным на берегу Байкала. – Прим. авт.) начались поездки так называемого десанта, состоящего из общественных инспекторов «Защити Байкал!» и местных жителей. Некоторые из них во время дискуссионного клуба, организованного редакцией, заявили, что леса вокруг озера Байкал ради строительства БАМа и Транссиба не уничтожаются.

В то же время директор социально-экологического фонда «БайкалЭкоДействие» (Республика Бурятия) Светлана Иванова высказала мнение о неясности выводов, на которых основывается оценка планируемой вырубки в 3 га на Байкале.

Сможет ли вырубка ускорить процесс модернизации магистралей?

Еще до подписания необходимых меморандумов с регионами А. Цыденов напоминал, что БАМ первоначально, в 1970-е гг., проектировался и закладывался в двухпутном исполнении. Сейчас он однопутный, но лесная просека, отсыпка земполотна, подходы к мостам тогда делались на два пути. И сейчас то, что назвали «сплошная рубка», будет вестись на том земполотне, которое уже расчищалось под второй путь. То есть вырубка леса фактически была сделана 30–40 лет назад. При этом участки, которые на сегодня определены под сплошную рубку, суммарно составляют меньше 3 га. Сейчас это 6 участков, будут добавлены еще, но в рамках таких же объемов, пояснил глава Бурятии.

На этих участках будет осуществляться реконструкция мостов, существующего земляного полотна и другие работы, направленные на увеличение пропускной способности железной дороги. При этом ВСЖД обязуется провести мероприятия по охране окружающей среды. В рамках компенсационного лесовосстановления за 1 срубленное дерево компания посадит 5 деревьев на землях лесного фонда.

По его словам, строительство и реконструкция железных дорог позволят дополнительно создать в республике более 500 постоянных рабочих мест без учета работы строительных организаций на период строительства.

Заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский добавляет, что БАМ, который огибает озеро Байкал с севера, никогда не был чисто коммерческим проектом. «Это проект, скорее, инфраструктурно-геополитический. Сейчас принята программа модернизации дороги, ключевой момент которой – создание двух путей по всей ее протяженности. Программа направлена на увеличение пропускной, провозной способности узких мест, которые сильно сдерживают прогнозируемый грузовой поток», – говорит депутат.

В. Афонский напоминает о планах по увеличению провозной способности двух магистралей до 180 млн т к 2024 году, а также подходов к портам Азово-Черноморского бассейна. И принятие закона, разрешающего вырубку, было объективной необходимостью.

Чем грозит отмена ГЭЭ?

Аргумент экологов и общественников за ГЭЭ – экологические риски, а также опасение по поводу неполной объективности. Аргумент чиновников за отмену ГЭЭ – сокращение прохождения экологической экспертизы и необходимость быстрого развития железнодорожной сети.

По мнению экологов, принятие закона в нынешней редакции угрожает целостности и сохранности этих территорий, неминуемо приведет к их фрагментации и негативно скажется на состоянии популяций редких животных.

Эксперты и экологи настаивают на участии общественности в контроле над реализацией тех или иных проектов, возможности ознакомиться с проектно-сметной документацией и присутствовать на общественных слушаниях. По мнению эксперта общественного совета Минприроды России Светланы Голубевой, отмена ГЭЭ ударит по всем особо охраняемым природным территориям РФ.

При этом заведующий лабораторией геохимии и рудообразующих процессов Геологического института СО РАН Евгений Кислов отмечает, что в случае с расширением БАМа независимая комиссия государственной экологической экспертизы в 99% случаев проводит исследования непосредственно в Бурятии, где и прокладывается вторая ветка магистрали. Главная же госэкспертиза проводится в Красноярске, вдали от района реализации проекта, и не поддается контролю непосредственно вовлеченного региона. Это является проблемой.

Кроме того, по его мнению, без государственной экологической экспертизы регионы могут потерять контроль над строительством БАМа. «Нам говорят, что проверка обеспечения экологической безопасности сохраняется в рамках главной государственной экспертизы. Но главная государственная экспертиза проводится в соответствии с градостроительным кодексом – там одна маленькая статья. А экологическая экспертиза проводится в соответствии с законом, который был принят в 1993 году», – отмечал он.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions