+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.06.2022 17:10:28
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Все меньше и меньше: Кузбасс теряет уголь

В Кузбассе продолжают снижаться объемы добычи и отгрузки угля железнодорожным транспортом (как в восточном, так и в западном направлении). Это следует из данных министерства угольной промышленности Кемеровской области.

Так, по информации ведомства, по итогам мая текущего года на угольных предприятиях Кузбасса было добыто на 10,6% меньше по сравнению с маем прошлого года – 17,8 млн т угля (-2,1 млн т к маю 2021 г.), в том числе открытым способом – 11,6 млн т (-1,2 млн т), подземным способом – 6,2 млн т (-0,9 млн т). Из добытого угля коксующихся марок – 5,3 млн т (-0,3 млн т), энергетических марок – 12,5 млн т (-1,8 млн т).

На 17% снизилась в мае отгрузка кузбасскими предприятиями железнодорожным транспортом – до 16,2 млн т (-3,3 млн т). Среднесуточная отгрузка составила 83,2% к плану. В западном направлении было отгружено на 17,8% меньше – 8,8 млн т, в восточном направлении падение составило 25,6% – до 3,5 млн т, в местном сообщении – на 4,9%, или 3,9 млн т.

Конечным потребителям в мае поставлено 14 млн т кузбасского угля, из них 9,7 млн т отгружено на экспорт, что на 2,9 млн т, или на 23,1%, ниже мая прошлого года.

Также в мае снизилась и общая переработка на предприятиях угольной отрасли Кузбасса, включая собственно обогатительные производства и дробильно-сортировочные установки. В прошлом месяце она составила 14,3 млн т – это 80,1% от добычи и на 11,8% меньше объемов прошлого года.

Если же смотреть статистику с начала года, за период январь – май, то угольщики Кузбасса добыли 93,1 млн т угля, что на 4,9% ниже объемов аналогичного периода прошлого года (тогда было добыто 97,8 млн т). В том числе коксующихся марок с начала года добыли 27,1 млн т (-5,6%), энергетических марок – 66 млн т (-4,5%).

Объемы отгрузки по железной дороге за январь – май кузбасскими предприятиями составили 83,5 млн т, что ниже прошлого года на 8 млн т, или на 8,8%. При этом в западном направлении отгрузка по железнодорожным магистралям снизилась на 11,9% – до 41,8 млн т, в восточном направлении – на 7,5% – до 21,1 млн т.

Конечным потребителям с начала года было поставлено 74,3 млн т кузбасского угля, что на 9,8% ниже прошлого года (-8 млн т). На экспорт отгружено 49,3 млн т с сокращением на 14,3% (-8,2 млн т).

По состоянию на 1 июня остатки угля на промежуточных и прирельсовых складах и в бункерах обогатительных фабрик составили 19 млн т (+4,1 млн т к уровню прошлого года).

Как уже писал РЖД-Партнер, проблема вывоза угля из Кузбасса активно обсуждается уже третий месяц. В апреле министр угольной промышленности Кемеровской области Олег Токарев назвал критической ситуацию с вывозом кузбасского угля на восточном направлении. «Не вывезенные в настоящее время объемы угля с высокой вероятностью не будут восполнены до конца года. Срыв исполнения контрактных обязательств в результате критической ситуации с вывозом ОАО «РЖД» продукции угольных предприятий Кузбасса приведет не только к потере доходов, но и к штрафам со стороны покупателей, а в случае затяжного падения поставки к возможной утрате отдельных рынков», – сообщил министр.

На эту проблему на заседании Совета Федерации указывал и сенатор от Кузбасса Алексей Синицын.

На полях ПМЭФ-2022 на днях губернатор Кузбасса Сергей Цивилев заявил, что угольные предприятия в регионе частично приостановили выемку угля из-за трудностей с его вывозом на экспорт. Он отметил, что склады переполнены (что подтверждается данными Минуглепрома). «Встала угроза приостановки предприятий, уменьшения производительности. Мы работаем по всем рынкам, куда можно поставлять уголь, мы сможем продавать наш уголь. Сейчас для нас самое главное – вывоз, и прежде всего в восточном направлении», – сказал глава региона

По словам С. Цивилева, планы по добыче до конца года можно будет сформировать только после получения гарантий по объемам отгрузки от РЖД. Угольщикам не хватает логистических возможностей, связанных с пропускной способностью Восточного полигона. «В ближайшее время Российские железные дороги должны сообщить нам, сколько они вывезут в III–IV квартале. Мы обязаны наладить плановую работу по вывозу нашего угля и в восточном, и в западном направлении. Под эту работу надо будет адаптировать добычу, но это будет меньше», – сказал он, добавив, что в этом году точно не будет выполнена программа по перевозке дополнительных 5 млн т угля в восточном направлении. Другими словами, объявил прогноз по уменьшению объема вывоза угля на фоне санкций.

Губернатор Кузбасса отметил, что Кузбасс нацелен переориентировать экспорт угля из стран Евросоюза, которые с августа 2022 года ввели эмбарго на импорт российского угля, в страны АТР. Но на сегодня в Кузбассе частично приостановлена добыча угля из-за отказа от закупок европейских стран, Японии и Южной Кореи. «То есть мы сейчас дорабатываем до 10 августа и 10 августа уже не продлеваем контракты. Поэтому все наши угольные компании полетели создавать по всему миру новые логистические цепочки, искать новые рынки сбыта… Сейчас есть возможность хорошо работать нашим компаниям на Азиатско-Тихоокеанском рынке. И поэтому мы сейчас на это и нацеливаем нашу работу», – сказал С. Цивилев.

Более того, как рассказал на площадке форума С. Цивилев, угольные предприятия области, которые планировали инвестировать в несырьевые отрасли региональной экономики около 73 млрд руб. из полученных от транспортировки угля на восток доходов, временно приостановили финансирование инвестиционных проектов.

«В прошлом году угольщики подписали соглашения на инвестирование в объеме 73 млрд в неугольные отрасли Кузбасса. Это инвестирование было связано напрямую с дополнительными объемами вывоза угля на восток. Кто хотел получить дополнительные объемы, тот должен был проинвестировать. Но объемов нет. Эти инвестпроекты приостановлены, пока не появятся дополнительные объемы», – заявил губернатор.

Добавим, что еще в апреле в министерстве угольной промышленности Кемеровской области заявляли о том, что поставки угля из Кузбасса, приостанавливаемые из-за санкций ЕС, могут быть направлены в Китай и Индию. Общий объем экспорта угля из региона по итогам прошлого года составил 125,3 млн т, из них в страны Евросоюза отгружено 36,3 млн т (около 29%). В Китай в прошлом году было экспортировано 12,8 млн т угля, в Индию – 2,4 млн т.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions