+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.03.2023 12:58:49
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Восточный полигон больших надежд

В прошлом году изменилась география грузоперевозок и маршрутов, грузы развернулись с запада на восток и Восточный полигон стал точкой притяжения всех грузоотправителей и клиентов логистического рынка. Объем перевозок по Восточному полигону в прошлом году составил 148,8 млн т, а в этом году РЖД планируют перевезти по нему около 160 млн т. Угольщики говорят о том, что они могут везти на экспорт больше, чем прописано в договоре с монополией, а генпрокуратура выявляет нарушения при строительстве БАМа и Транссиба.
Невыгодное задвоение

По данным РЖД, в прошлом году через Восточный полигон было перевезено 148,8 млн т грузов. В этом году компания прогнозирует выйти на показатель почти в 160 млн т «с учетом того, как будут пускаться объекты». Провозные мощности Восточного полигона по итогам прошлого года составили 158 млн т, а по итогам 2023-го эта цифра составит 173 млн т, говорят в руководстве холдинга.

Докладывая президенту РФ об итогах работы в прошлом году, глава РЖД Олег Белозеров отмечал, что «не только по экспорту, но и по работе внутри Восточного полигона приросли – более чем на 8% перевезли больше грузов во внутреннем потреблении». Глава РЖД назвал это хорошим показателем, который говорит о том, что «экономика в этом макрорегионе активно развивается».

При всем при этом Восточный полигон всегда был загружен, и 2022 год стал пиковым периодом, проверившим БАМ и Транссиб на прочность. В РЖД начали периодически призывать клиентов и партнеров «проявлять больше ответственности при организации грузовых перевозок на лимитирующих направлениях». Сегодня в компании заявляют о том, что со своей стороны РЖД полностью соблюдают все договоренности и готовы перевезти заявленные объемы. Но, к сожалению, происходят случаи нерациональной логистики и сбои в работе других участников процесса.

«Не всегда можем в полной мере использовать провозную способность БАМа. Магистральные локомотивы слишком долго простаивают в депо у сервисных компаний, из-за чего происходят досадные сбои в доставке. Восточный полигон не резиновый. При существующем ажиотажном спросе в перевозках и дефиците мощностей все, что не погружено сейчас, восполнить будет практически невозможно», – заявляют в компании.

Все эти проблемы накладываются на результаты проверки Генпрокуратуры, показавшие, что I этап проекта по развитию БАМа и Транссиба не был реализован в установленные сроки. Более того, «серьезное отставание» идет и по II этапу модернизации Восточного полигона. В частности, по данным прокуратуры, по I этапу проекта на 30% участков не достигнута заложенная пропускная способность железной дороги несмотря на то, что его сроки уже переносились. Среди проблем, которые выявили прокуроры, – затягивание сроков подготовки проектной документации, «случаи задвоения работ», а также использование «экономически невыгодных способов строительства». Например, только в прошлом году прокуратура выявила завышение на 1 млрд руб. на трех объектах. После этого вмешательства стоимость строительства была снижена

Сегодня в РЖД отчитываются о том, что «строительство идет опережающими темпами». Развернуты работы на всех 142 объектах, а летом будет задействовано около 30 тыс. рабочих. Сейчас трудится около 9600 человек и 2993 ед. техники.

И, если говорить конкретно о II этапе модернизации Восточного полигона, по словам первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Сергея Кобзева, актуализированная стоимость объектов II этапа составила 894 млрд руб. (в ценах IV квартала 2021-го). Исходя из этого предварительная прогнозная стоимость реализации всего инвестпроекта составит ориентировочно 1 трлн 82 млрд руб.

На высоком токе

Одним из ключевых направлений сегодня является внешняя торговля, ориентированная на восток. Но эксперты и участники рынка грузовых железнодорожных перевозок не перестают подчеркивать: энергосистема не позволяет перевозить по БАМу больше грузов, не расширяя инфраструктуру. Сегодня есть технологические и технические решения, благодаря которым увеличивается пропускная и провозная способность БАМа. Но работа по ним по-прежнему идет не в полную силу из-за нехватки источников электроэнергии. На Восточном полигоне наблюдается большой дисбаланс в электроэнергии. 

Вместе с тем в Минэнерго настаивают: все графики реализации схем энергоснабжения, подключения тяговых нагрузок, строительства дополнительных мощностей генерации синхронизированы с РЖД и регулярно рассматриваются правительством РФ. Так, по словам замминистра Евгения Грабчака, в рамках I этапа развития Восточного полигона уже введены (на середину декабря) в эксплуатацию 10 объектов, построено 2,3 тыс. км линий электропередачи и около 2 тыс. МВА трансформаторных мощностей. Финансирование идет за счет собственных средств компании «Россети». В рамках II этапа реализуется 7 мероприятий по крупному сетевому строительству: более 2 тыс. км ЛЭП и тысячи МВА трансформаторных мощностей.

В начале весны премьер-министр России Михаил Мишустин дал поручение вице-премьеру Александру Новаку и министру финансов Антону Силуанову проработать вопрос дальнейшего финансирования развития электроснабжения Восточного полигона РЖД. 

А на недавнем совещании в Совете Федерации сенаторы указали на необходимость подключения механизмом ГЧП и концессий для привлечения частных инвестиций в электрификацию Восточного полигона. «Понятно, что рост объема вывоза грузов на восток будет только увеличиваться, нужно понять новые требования», – говорит председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/comments/vostochnyy-poligon-v-poiskakh-kontsessii/

Не довезти и не вывезти

ЕС с 10 августа 2022-го полностью прекратил закупку российского угля. После этого производители столкнулись со сложностями при экспорте из-за отказа европейских страховщиков работать с ними по всему миру.

На проблемы с вывозом угля на экспорт осенью 2022 года жаловался губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. Так, по словам чиновника, по состоянию на середину октября в Кузбассе простаивало 12 тыс. вагонов, в которых находится более 800 тыс. т угля. Из них 500 вагонов стояли еще с сентября. Весь этот объем грузов уже был принят к перевозке в восточном направлении РЖД, но «физически не отправлен со станций погрузки Кузбасса». 

На начало 2023 года наблюдалась тенденция активной перевозки угля в российские порты на Северо-Западе. В январе, как отмечал заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило, перевалочные мощности всех портов в регионе были полностью загружены под отправку угля и исходя из роста объемов погрузки угля на сети РЖД в адрес Северо-Запада в компании заявили, что поддержка в виде дополнительных скидок на перевозку угольным компаниям со стороны монополии на тот момент не требовалась.

Но уже через месяц С. Цивилев для привлечения дополнительных объемов и разгрузки восточного направления предложил ввести мораторий на повышение тарифной составляющей на железнодорожные перевозки угля до портов Северо-Запада в 2023–2024 гг. и возобновить действие понижающих коэффициентов при определении платы за экспортные перевозки угля в зависимости от расстояния.

По мнению губернатора Кузбасса, нужно также обеспечить в 2023 году ежемесячные комиссионные осмотры 83 первоочередных объектов Восточного полигона с участием представителей комиссий Госсовета «Энергетика» и «Транспорт», а также Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД». Минэнерго уже поддержало инициативу о «введении моратория на 2023–2024 гг. на изменение транспортных тарифов и налогового законодательства» в сфере грузоперевозок.

Рекордные объемы

Основным направлением транспортно-логистического развития на текущий год власти называют дальневосточное, а именно – расширение Байкало-Амурской магистрали и в целом восточного маршрута и реализацию задач, поставленных перед угольной отраслью.

В планах РЖД – выполнить в этом году работы на рекордную сумму 250 млрд руб., чтобы к концу 2023-го завершить строительство на 142 из 263 объектов БАМа и Транссиба. В частности, планируется запустить рабочее движение на 83 инфраструктурных объектах, поставить под напряжение 55 объектов тягового электроснабжения и построить 5 автоматических блокпостов. Это позволит к концу года увеличить провозные способности Восточного полигона с 158 до 173 млн т, отмечают в руководстве холдинга.

Всего в рамках II этапа модернизации БАМа и Транссиба, по данным РЖД, необходимо построить 1381 км дополнительных главных путей и 29 разъездов, реконструировать 4 разъезда и 29 станций, а также электрифицировать участок Волочаевка – Комсомольск-Сортировочный – Ванино протяженностью 820 км и усилить устройства тягового электроснабжения участков Транссиба и БАМа, которые сегодня электрифицированы. Также будет построен путь необщего пользования в морской порт Суходол. 

Пул работ обширен, и планы по перевозкам грузоотправителей растут. Так, по итогам января – февраля на восток было погружено 46 млн т грузов (+7%), на экспорт вывезено всех грузов 24 млн т (+9,3%). При этом отмечается рост угля (+4,3%), контейнеров (рост в 1,5 раза), экспорт нефтяных грузов сохранен на уровне прошлого года с небольшим приростом в 0,3%.

Но, по опросам грузоотправителей, «активно браться за развитие восточного направления» нужно было еще 10 лет назад. Год от года кардинально ничего не меняется, и инфраструктурное развитие отстает от реальных потребностей, говорят участники рынка.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions