• Ставка на полувагон
    1455
    8.7 %
    руб./сут.
    октябрь 2021
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2021Г. - 64 баллa
  • Финансы USD ЦБ РФ 70.13 -0.73 EUR ЦБ РФ 81.74 -0.76
    BTC 62621.14 usd BTC 4359683.77 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.07.2021 13:45:07
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

В РЖД обозначили риски при реализации ВСМ Москва – Санкт-Петербург

Руководство РЖД по-прежнему называет 2027 год сроком ввода в эксплуатацию высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург (ВСЖМ-1). Но при этом определяет несколько рисков, которые могут внести свои корректировки в проект. О них, а также о текущем статусе проекта и планах по его реализации на парламентских слушаниях в Совете Федерации рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – руководитель АО «Скоростные магистрали» Олег Тони.
В РЖД обозначили риски при реализации ВСМ Москва – Санкт-Петербург
Структура проекта

В прошлом году компания приступила к проектированию ВСМ Москва – Санкт-Петербург. Линия проходит по территории 6 субъектов страны. На научно-техническом совете компании за основу был взят так называемый новгородский вариант проекта с учетом экологических и социально-экономических факторов.

Из Москвы в Санкт-Петербург ВСМ пройдет через Крюково, Тверь, Логовежь (Торжок), Великий Новгород и Обухово. Длина участка от Москвы до Крюково составит 43 км. Объем инвестиций в этот участок должен составить 246 млрд руб. со стороны ОАО «РЖД». Здесь под участок будут построены железнодорожные пути, специализированные для пассажирского сообщения (до 200 км/ч).

Далее финансирование участка от ст. Крюково до ст. Логовежь (Торжок) протяженностью 184 км предусматривает объем средств в размере 440 млрд руб. (до 400 км/ч). Речь идет о средствах инвестпрограммы ОАО «РЖД», в том числе средствах ФНБ – 180,4 млрд руб.

Далее – участок до Обухово через Великий Новгород протяженностью 440,2 км и объемом финансирования 950 млрд руб. Этот участок построят на основе концессии: средства ОАО «РЖД» – 132 млрд, ФНБ – 238 млрд, федерального бюджета – 50 млрд руб., внебюджетные источники финансирования – 330 млрд руб.

И последний участок – от Обухово до Санкт-Петербурга – протяженностью 11,8 км, объем финансирования – 62 млрд руб. Это также будут железнодорожные пути, специализированные для пассажирского сообщения (до 200 км/ч).

В зоне влияния ВСМ Москва – Санкт-Петербург проживает около 30 млн человек (20% населения страны).

Время в пути между двумя столицами (без остановок) составит 2 ч 15 мин. Согласно проекту, за счет его реализации время в пути между центрами крупнейших агломераций сократится в 1,7 раза.

Протяженность с учетом входов в Москву и Санкт-Петербург – 679 км.

Сроки реализации

По сообщению О.Тони, планируется ввести в эксплуатацию входы ВСМ в Москву и Санкт-Петербург в 2024 году, до Твери – в 2025-м. «В целом срок завершения основного строительства – это конец 2027 года», – сообщил О. Тони.

Напомним, что в начале прошлого года генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров в рамках сессии на Гайдаровском форуме в Москве заявлял, что запуск первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали планируется в 2026 году. 

Риски строительства

Как отмечает О.Тони, на сегодня «РЖД» видит следующие риски в реализации проект ВСМ Москва—Санкт-Петербург. Во-первых, «РЖД» видит возможный дефицит трудовых ресурсов. Во-вторых, возможен рост цен в связи с изменением стоимости материалов. И –в-третьих, возможный сдвиг, который не исключает «РЖД», заключается в сроках производства высокотехнологических изделий, которые разрабатываются под этот проект сегодня. О каких именно проектах, О.Тони не упомянул.

Прогноз пассажиропотока и эффекты

Пассажиропоток высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Санкт-Петербург составит 23,3 млн человек в 2030 году (3-й полный год эксплуатации) по всем корреспонденциям магистрали.

Олег Тони подчеркнул, что прогноз выполнен с учетом планов Минздрава и Роспотребнадзора по вакцинации населения, с учетом ввода ВСЖМ-1 в эксплуатацию после 2025 года. Отмечается, что COVID-19 не окажет существенного влияния на прогнозный пассажиропоток. «Приведенный анализ чувствительности свидетельствует об устойчивости финансовой модели к изменению эпидемиологической ситуации», говорится в его презентации.

Помимо обеспечения скоростного движения, ожидается, что реализация проекта приведет к созданию более 250 тыс. новых рабочих мест, в том числе 35 тыс. на этапе строительства магистрали. Также - более 1,5 трлн руб. за 7 лет заказа строительной индустрии (включая входы в столицы).

Прирост ВВП (этап строительства – 10 лет эксплуатации в базовых ценах) составит 4,76 трлн руб.

Потребность в ключевых ресурсах

Как отмечает О.Тони, сегодня прорабатываются вопросы ресурсной базы в регионах, по которым пройдет магистраль. Уже выполнены предварительные расчеты в основных необходимых материалах, технике и трудовых ресурсов.

В частности, протяженность ВСМ по Ленинградской области составит около 76 км. Для этого понадобится строительство пассажирской железнодорожной станции (Жаровская ВСМ). Строительство потребует трудовые ресурсы в количестве 6756 человек и 2522 ед. техники. Объем необходимых строительных грузов - 3307,6 тыс. кубометров щебня, 2287,6 тыс. кубометров монолитного бетона, 1073,7 тыс. кубометров – сборного железобетона и 35,1 тыс. кубометров металлоконструкций.

Протяженность ВСМ по Новгородской области составит около 202 км. В этом регионе будет 2 пассажирские железнодорожные станции (Великий Новгород ВСМ, Окуловка ВСМ) и одна техническая станция (Горки ВСМ). Для строительства магистрали здесь планируется привлечь 15967 человек и 4640 ед.техники. Объем необходимых строительных грузов - 7530,6 тыс. кубометров щебня, 5208,8 тыс. кубометров монолитного бетона, 2444,5 тыс. кубометров сборного железобетона и 79,9 тыс. кубометров металлоконструкций.

В Тверской области появятся 4 пассажирские железнодорожные станции (Выползово ВСМ, Садва ВСМ, Логовежь ВСМ, Новая Тверь ВСМ). Протяженность магистрали по региону составит около 265 км. Здесь к строительству привлекут 15793 человек и 4475 ед. техники. Объем необходимых строительных грузов - 7478,6 тыс. кубометров щебня,

5172,9 тыс. кубометров монолитного бетона, 2427,8 тыс. кубометров сборного железобетона и 79,4 тыс. кубометров металлоконструкций.

В Московской области будет одна пассажирская железнодорожная станция (Высоково ВСМ). Протяженность участка Новая Тверь ВСМ – Крюково ВСМ (Алабушево) - около 126 км. В этом регионе к стройке намерены привлечь 6378 человек и 2052 ед. техникию

Объем необходимых строительных грузов - 2972,6 тыс. кубометров щебня, 2056,1 тыс. кубометров монолитного бетона, 965 тыс. кубометров сборного железобетона и 31,6 тыс. кубометров металлоконструкций.

Необходимость изменения законодательства

Помимо непосредственного строительства, необходимо также законодательно закрепить как само понятие высокоскоростного движение, так и решить все вопросы технологического присоединения к сетям монополистов ресурсов, отмечает О.Тони.

В частности, РЖД считает необходимым упрощение получения технических условий (технологического присоединения) объектов ВСМ к сетям инженерно-технического обеспечения. Для этого необходимо внесение изменений в постановление Правительства РФ № 861 от 27 декабря 2004 г. о присоединении к электрическим сетям и внесение изменений в ФЗ от 31 июля 2020 № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» - присоединение к сетям тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения

Суть предлагаемых изменений - установить возможность получения технических условий (заключение договора на технологическое присоединение объектов магистральной инфраструктуры к сетям инженерно-технического обеспечения по запросу лиц, обеспечивающих подготовку проектной документации, при наличии утвержденного проекта межевания территории, либо схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Среди иных вопросов правового регулирования, требующих решения, РЖД отмечает, во-первых, расширение перечня подготовительных работ для подготовки территории к строительству. Во-вторых, распространение особенностей подготовки и утверждения документации по планировке территории применительно к объектам БАМа и Транссиба, на объекты инфраструктуры ВСМ. В-третьих, определение особого порядка пользования недрами для нужд ВСМ. В-четвертых, сокращение предельного срока согласования и утверждения проектной документации лесных земель

И наконец, сокращение сроков процедуры изъятия и предоставления земельных участков для нужд строительства ВСМ.

По всем этим вопросам планируется внесение изменений в ФЗ № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

К истории вопроса

В 2010 году получено положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России».

В апреле 2019 года - резолюция президента РФ по вопросу начала проектирования участка.

На заседании инвестиционного комитета ОАО «РЖД» 27 августа 2019 года принято решение одобрить выполнение работ по проектированию ВСМ Москва - Санкт-Петербург в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» по итогам рассмотрения проекта на заседании совета директоров ОАО «РЖД» и отдельного решения правительства РФ.

23 июня прошлого года был заключен договор между ОАО «РЖД» и АО «Росжелдорпроект» на выполнение работ по проведению инженерных изысканий, разработке документации по планировке территорий и подготовке проектной документации для создания ВСМ Москва – Санкт-Петербург.

29 октября прошлого года решением президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам принят и вступил в силу с 1 января 2021 года паспорт проекта «Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года», в который был включен федеральный проект «Высокоскоростное железнодорожное сообщение», в рамках которого предполагается реализация проекта строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург.

На сегодня разработано обоснование инвестиций. Осуществляется проектирование российского высокоскоростного электропоезда инжиниринговым центром железнодорожного транспорта – совместным предприятием ОАО «РЖД» и ЗАО «Группа Синара» (договор от 31 января 2020 года).
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions