+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.02.2021 17:22:41
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

В прошлом году из-за неэффективного использования пропускной способности Восточного полигона было потеряно 10 млн т потенциального груза

Из-за пандемии коронавируса пассажиропоток на железных дорогах в прошлом году снизился на 27,2% и составил 872 млн человек, по данным ОАО «РЖД». Главную роль в такой динамике сыграла отмена ряда пассажирских поездов, в том числе на Байкало-Амурской и Транссибирской магистралях. Но, по словам участников грузоперевозок, высвободившиеся инфраструктурные и локомотивные мощности на Восточном полигоне использовались неэффективно.
Как снизится, так и погрузится

В 2020 году на фоне ограничительных мер ОАО «РЖД» изменило расписание более 200 поездов внутреннего сообщения. На этом фоне Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) в начале апреля в письме генеральному директору ОАО «РЖД» Олегу Белозерову предложил активизировать грузовые перевозки на восточном направлении, ссылаясь на рост спроса на них и ограниченные возможности инфраструктуры. По подсчетам операторов, это могло увеличить пропускную способность грузовых перевозок до 10 поездов в сутки и технический план на восток до 600 вагонов. Как следствие – вырос бы спрос на вагоны на 15 тыс. ед., что позволило бы операторам задействовать под погрузку временно простаивающий парк, а самим РЖД – увеличить показатели погрузки и грузооборота в такой непростой период.

В ОАО «РЖД» тогда заявили в ответ, что операторы переоценили потенциал вывоза дополнительных грузов в восточном направлении, возникающий в результате отмены пассажирских поездов. Более того, отметили, что пассажирское движение на наиболее востребованных участках БАМа и Транссиба осталось прежним.

В итоге за прошлый год погрузка в целом на сети сократилась на 2,7%. На Восточном же полигоне (Красноярская, Западно-Сибирская, Восточно-Сибирская, Дальне­восточная и Забайкальская железные дороги) итоги грузовой работы разноречивы как по общему объему, так и по номенклатуре.

Суммарная провозная способность Восточного полигона, по данным Минтранса России, по итогам 2020-го обеспечена на уровне 144 млн т. Таким образом, провозная способность БАМа и Транссиба на востоке страны возросла на 16,7% по отношению к базовому значению начала 2018 года. Суммарная пропускная способность на Восточном полигоне также увеличилась, достигнув уровня в 101 пару грузовых поездов ежесуточно (95 пар по состоянию на 2019 г.).

От перестановки слагаемых сумма меняется?

Оптимизация пассажирского движения в целях повышения пропускной способности Восточного полигона – вопрос не новый, и возник он не с пандемией.

Оценивая необходимость и эффективность принятых мер, эксперты ИПЕМ отмечают неуклонный рост перевозок грузов в восточном направлении на протяжении многих лет, несмотря на инфраструктурные ограничения. Отмена части пассажирских поездов в условиях распространения пандемии могла бы стать одним из направлений по увеличению пропускной способности. Но это не гарантирует возможности проезда грузовых поездов.

Старший эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожных грузовых перевозок ИПЕМ Ольга Джаран обращает внимание на то, что пассажирские и грузовые нитки графика существенно отличаются. У них разное время хода на перегонах и скорость движения, остановки и др. Кроме того, потребовалась бы существенная корректировка и переработка графика движения поездов, который разрабатывается ОАО «РЖД» и ежегодно утверждается Росжелдором. Но необходимо добавить, что есть еще нерегулярные и сезонные нитки, которые совпадают в нормативном графике с грузовыми нитками. Их можно было бы использовать под пропуск грузовых поездов в регулярном режиме.

В СОЖТ, комментируя грузовые итоги 2020 года, напоминают, что для РЖД пассажирские перевозки являются весомой составляющей производственного процесса. И принятие решений о распределении грузового и пассажирского потоков связано, в том числе, и с возложенной на компанию социальной функцией. «В период пандемии РЖД постарались задействовать все резервы в части обеспечения погрузки и перевозки грузов, в том числе на Восточном полигоне», – говорят в СОЖТ.

Вместе с тем на практике, как отмечает представитель пресс-службы Первой грузовой компании (ПАО «ПГК»), сокращение количества пассажирских поездов по большому счету не оказало положительного влияния на пропускную способность Восточного полигона в прошлом году. «Несмотря на дополнительные мощности, ситуация осталась сложной, инфраструктура РЖД была перегружена. Вагонопоток, вместе с тем, рос достаточно интенсивно, вагоны простаивали из-за массового неприема груза», – отметили в компании.

В самом же ОАО «РЖД» заявили, что значительных изменений графика движения пассажирских поездов по Восточному полигону в 2020 году не было.

«В случае изменения периодичности курсирования пассажирских поездов нитки графика используются для пропуска грузовых поездов. Это обычная практика», – заверили в пресс-службе компании.

В свою очередь, грузоотправители напоминают, что РЖД в течение всего года своими действиями доставили много сложностей, например, в согласовании перевозок по Восточному полигону и их суммарной стоимости.

Другие грузовладельцы отмечают, что, сократив пассажирские перевозки, ОАО «РЖД» использовало высвободившиеся инфраструктурные мощности для грузовых перевозок на напряженных направлениях. И это решило проблему, но лишь временно. «На мой взгляд, подобные колебания загрузки инфраструктуры стоит использовать не столько для провоза дополнительных объемов груза, сколько для решения долгосрочных задач по модернизации инфраструктуры. Сокращение пассажирских перевозок позволило бы сформировать график окон, комфортный для ремонтных подразделений. Проведенный объем ремонтных или строительных работ уже в долгосрочной перспективе скажется на пропускной и провозной способности лимитирующих участков», – говорит генеральный директор ABC-Rail Артур Нурмухамедов.

В 2020 году увеличение провозной способности Восточного полигона зависело не только от состояния инфраструктуры, но и от наличия тягового подвижного состава, способного водить поезда весом 7100 т.

Не первый год подвязка локомотивов и локомотивных бригад с технологической точки зрения являлась при отмене пассажирских поездов одной из основных препон. У грузовых и пассажирских локомотивов разные технические характеристики, и главная особенность грузовых локомотивов – большая сила тяги, в то время как у пассажирских – скорость.

Кроме того, в прошлом году систематически не хватало электровозов «Ермак» с поосным регулированием для увеличения ниток 7100 т, в том числе из Кузбасса.

На Восточный полигон уже не первый год отправляется усовершенствованный электровоз 3ЭС5К «Ермак» с поосным регулированием силы тяги – один из массовых локомотивов на сети РЖД. Именно этот электровоз необходим сейчас на Транссибе для вождения поездов весом 7100 т.

Эпизод 2021 года: новая надежда

Официальное число заболевших коронавирусом неуклонно снижается, и в связи с этим спрос на поездки растет, постепенно возобновляется международное железнодорожное сообщение. Но в январе по сети было перевезено 63,5 млн пассажиров, что почти на треть (29%) меньше, чем за аналогичный месяц прошлого года, из них в дальнем следовании – 5,9 млн (-34,6%).

В ИПЕМ это объясняют эффектом высокой базы сравнения с доковидными январем и февралем прошлого года. На этом фоне в феврале РЖД ожидают снижения погрузки на 2,8% к уровню аналогичного периода предыдущего года, до 96,6 млн т.

В текущей ситуации увеличение пассажирских перевозок напрямую зависит от развития ситуации с коронавирусом. Пока сохраняется высокий риск заболеть, часть пассажиров предпочтет остаться дома или использовать личный автотранспорт. По мнению О. Джаран, увеличение пассажирских перевозок с восстановлением до уровня 2019 года не несет в себе каких-либо дополнительных ограничений для грузового сообщения.

В то же время в пресс-службе ПГК отмечают, что наращивание пассажирского движения приведет к снижению пропускной способности Восточного полигона: чем больше ниток пассажирских поездов, тем меньше грузовых. В условиях профицита парка нагрузка на инфраструктуру будет только расти.

Но угольщиков восточных регионов сейчас беспокоит другая ситуация: они заговорили о необходимости заключения подобных соглашений на вывоз угольной продукции между регионами и ОАО «РЖД». Последний пример: в конце января Якутия попросила о гарантии вывоза своей добычи. Регион хочет пойти по стопам Кузбасса и заключить с холдингом соглашение о гарантированном вывозе фиксированных объемов угля на восток.

Участники перевозочного процесса и эксперты рынка, оперируя накопленным опытом, настаивают на том, что расширять мощности Восточного полигона необходимо вне зависимости от динамики пассажирского движения и экономики региона и согласно ранее принятым планам, нужно строить, не допуская очередных переносов.

Объем пассажирских перевозок в 2020 году сократился на фоне пандемии, но при этом перевозка грузов на восток легче не стала. Другими словами, на повестке – неправильно расставленные приоритеты в вывозе грузов в период пандемии, говорят грузовладельцы.

По данным экспертов, из-за неэффективного использования пропускной способности ввиду узких мест потеряно 10 млн т потенциального груза.

Полную версию материала читайте в № 3–4 журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions