+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.12.2020 12:08:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Цифровым проектам РЖД пора расти

За 2019 год подтвержденный эффект для ОАО «РЖД» от цифровизации составил 1,1 млрд руб., что на 17% выше, чем было запланировано, сообщил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин. «Так как от пилотных проектов мы переходим к масштабированию, то рассчитываем и на масштабирование этого эффекта», – добавил он. О расширении каких проектов грезят РЖД?
Следует начать с того, что необходимость расширения практики внедрения и масштабирования цифровых сервисов уже не отрицается никем. Так, руководитель направления «Инновации» группы GEFCO Капучине Турренк-ле-Трегуйи и вовсе заявила, что цифровые платформы для игроков транспортно-логистической сферы – это обязательный элемент работы. Причем соревноваться на этом поле, по ее мнению, предстоит с настоящими IT-гигантами. С ней согласен заместитель директора департамента цифровой трансформации Министерства транспорта Российской Федерации Евгений Ткаченко. «Кто первым начнет применять адекватные инструменты, тот и выиграет мировую гонку за технологическое лидерство, получит всю технологическую ренту развития», – считает он.

Причем, по мнению исполнительного партнера Gartner Максима Григорьева, цифровые технологии – это одно из немногих направлений в деятельности компаний, которое в ближайшее время не претерпит сокращений. Скорость трансформации, по оценкам аналитиков, будет возрастать, как и размер инвестиций, подчеркнул он.

В ОАО «РЖД» поддерживают эту озабоченность цифровизацией. Е. Чаркин отметил, что ни один из проектов, входящих в стратегию цифровой трансформации ОАО «РЖД» не был остановлен из-за пандемии.

Рассказывая о реализуемых проектах, Е. Чаркин отметил достижения в области развития пассажирского движения через платформу мультимодальных перевозок. «Запущенный конструктор мультимодальности будет развиваться и дальше на базе обновленного корпоративного сайта и мобильного приложения», – добавил он, отметив, что пандемия привела к существенному росту продаж электронных билетов – их доля в структуре реализации повысилась примерно на 30%.

В части грузовых перевозок Е. Чаркин выделил продукты, реализуемые на базе электронной торговой площадки «Грузовые перевозки». «Здесь мы реализуем дополнительные сервисы с точки зрения электронного документооборота (ЭДО). Причем серьезный акцент сделан на будущее, поскольку бесконтактное взаимодействие с клиентами эффективно, и мы видим ответный спрос на эти сервисы», – рассказал представитель ОАО «РЖД».

В частности, на базе ЭДО также реализуется проект «Интертран», который позволяет перевести мультимодальные грузовые отправления в безбумажный формат. «Эффект, который мы уже видим, – сокращение срока транзитной перевозки на 4 суток», – рассказал Е. Чаркин.

В III квартале 2020 года с помощью «Интертрана» была осуществлена первая полностью безбумажная перевозка по маршруту Нинбо (Китай) – Колядичи (Беларусь). Однако заместитель главного инженера Белорусской железной дороги Геннадий Глевицкий заметил, что в ходе эксперимента все же были выявлены некоторые сложности. «Основные проблемы были связаны с качеством данных в электронных документах, которое в большинстве случаев зависит от человеческого фактора, – это ошибки и небрежность операторов при формировании документов», – рассказал Г. Глевицкий. По его словам, дальнейшая работа над проектом должна заключаться в полном исключении человека из процесса оформления перевозки.

Также, по словам Е. Чаркина, РЖД планируют дальнейшее развитие применения искусственного интеллекта (ИИ). На базе этой технологии реализуются речевые сервисы – в частности, создание сервисов – помощников для машинистов, служб работы с внутренними и внешними пользователями, а также проекты, использующие компьютерное зрение, – технологии помощи машинистам маневровых локомотивов, запуск беспилотного движения. Представитель ОАО «РЖД» рассказал отдельно о пилотном проекте на базе станции Челябинск-Главный – тестировании сервиса «помощник диспетчеру». Благодаря ей, по оценке Е. Чаркина, удалось повысить пропускную способность сортировочной станции на 20%. «Если сделать мультипликацию на весь полигон железных дорог, можно представить, каков потенциал увеличения эффективности», – подчеркнул Е. Чаркин.

Еще одно направление цифровизации РЖД – использование программных роботов. «Мы начали с базовых цифровых процессов – рутинных операций в главном вычислительном центр. Эффект, который мы наблюдаем, – повышение производительности труда от 30 до 70%», – рассказал Е. Чаркин. Следующий шаг, по его словам, – это полномасштабное внедрение роботизации на весь спектр рутинных операций в таких областях, как бухгалтерия и финансы, кадровое администрирование, и др.

Прозвучал также вопрос о применении технологии блокчейн. «Мы начали с Октябрьской железной дороги, на базе которой сделали пилот по двум блокчейн-системам. Первая – это смарт-контракт, который связывает клиента, оператора, железную дорогу и порт. Эффект с точки зрения уменьшения документооборота и повышения прозрачности очень серьезный. Также мы запустили платформу «доверенная среда» для вагонного комплекса, мы объединили РЖД, собственника подвижного состава и компании, которые занимаются его обслуживанием. Мы начали с колесной пары – по ним уже более 200 тыс. операций было проведено в системе. Мы будем масштабировать ее на другие элементы грузового вагона и подключать новых участников», – рассказал Е. Чаркин.

Также на базе блокчейн-технологии был запущен проект «доверенная среда локомотивного комплекса», который объединяет ОАО «РЖД», производителя тягового подвижного состава и сервисную компанию. «На базе этой доверенной среды все участники могу строить свои сервисы, которые позволят повысить собственную эффективность. Важно, что информация теперь у всех одинакова и непротиворечива», – подчеркнул Е. Чаркин.

Эксперты предупреждают, что все перечисленные решения малоэффективны в условиях отрыва друг от друга. В частности, о необходимости объединения разрозненных средств диагностики, используемых на сети ОАО «РЖД», в единую систему напомнил заместитель генерального директора по коммерческой деятельности АО «Компания «Транстелеком» Алексей Ноздрин.

«В настоящее время на сети РЖД развернуто бесчисленное количество средств диагностики поездов и вагонов, в том числе на ходу. Работают средства мониторинга места нахождения подвижных единиц, а также внедрены отдельно аппаратно-программные решения по безлюдным и роботизированным технологиям. С одной стороны, они эффективны. С другой – некоторые решения пока внедряются фрагментарно. Поэтому существует запрос на создание одного полигона, на котором все эти решения были бы собраны воедино и были бы реализованы сквозные бизнес-процессы управления данным полигоном», – рассказал А. Ноздрин.

Это понимают и в монополии. «Мы видим потенциальный эффект не в какой-то отдельной технологии. К примеру, искусственный интеллект не будет полноценным без качественного сбора информации. Здесь уже вступает в силу технология интернета вещей, которая повышает качество и оперативность сбора данных. Далее требуется технология обработки больших данных... Именно в сквозных технологиях мы видим потенциал эффективности», – подвел итог Е. Чаркин.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions