+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.12.2020 12:08:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Цифровым проектам РЖД пора расти

За 2019 год подтвержденный эффект для ОАО «РЖД» от цифровизации составил 1,1 млрд руб., что на 17% выше, чем было запланировано, сообщил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин. «Так как от пилотных проектов мы переходим к масштабированию, то рассчитываем и на масштабирование этого эффекта», – добавил он. О расширении каких проектов грезят РЖД?
Следует начать с того, что необходимость расширения практики внедрения и масштабирования цифровых сервисов уже не отрицается никем. Так, руководитель направления «Инновации» группы GEFCO Капучине Турренк-ле-Трегуйи и вовсе заявила, что цифровые платформы для игроков транспортно-логистической сферы – это обязательный элемент работы. Причем соревноваться на этом поле, по ее мнению, предстоит с настоящими IT-гигантами. С ней согласен заместитель директора департамента цифровой трансформации Министерства транспорта Российской Федерации Евгений Ткаченко. «Кто первым начнет применять адекватные инструменты, тот и выиграет мировую гонку за технологическое лидерство, получит всю технологическую ренту развития», – считает он.

Причем, по мнению исполнительного партнера Gartner Максима Григорьева, цифровые технологии – это одно из немногих направлений в деятельности компаний, которое в ближайшее время не претерпит сокращений. Скорость трансформации, по оценкам аналитиков, будет возрастать, как и размер инвестиций, подчеркнул он.

В ОАО «РЖД» поддерживают эту озабоченность цифровизацией. Е. Чаркин отметил, что ни один из проектов, входящих в стратегию цифровой трансформации ОАО «РЖД» не был остановлен из-за пандемии.

Рассказывая о реализуемых проектах, Е. Чаркин отметил достижения в области развития пассажирского движения через платформу мультимодальных перевозок. «Запущенный конструктор мультимодальности будет развиваться и дальше на базе обновленного корпоративного сайта и мобильного приложения», – добавил он, отметив, что пандемия привела к существенному росту продаж электронных билетов – их доля в структуре реализации повысилась примерно на 30%.

В части грузовых перевозок Е. Чаркин выделил продукты, реализуемые на базе электронной торговой площадки «Грузовые перевозки». «Здесь мы реализуем дополнительные сервисы с точки зрения электронного документооборота (ЭДО). Причем серьезный акцент сделан на будущее, поскольку бесконтактное взаимодействие с клиентами эффективно, и мы видим ответный спрос на эти сервисы», – рассказал представитель ОАО «РЖД».

В частности, на базе ЭДО также реализуется проект «Интертран», который позволяет перевести мультимодальные грузовые отправления в безбумажный формат. «Эффект, который мы уже видим, – сокращение срока транзитной перевозки на 4 суток», – рассказал Е. Чаркин.

В III квартале 2020 года с помощью «Интертрана» была осуществлена первая полностью безбумажная перевозка по маршруту Нинбо (Китай) – Колядичи (Беларусь). Однако заместитель главного инженера Белорусской железной дороги Геннадий Глевицкий заметил, что в ходе эксперимента все же были выявлены некоторые сложности. «Основные проблемы были связаны с качеством данных в электронных документах, которое в большинстве случаев зависит от человеческого фактора, – это ошибки и небрежность операторов при формировании документов», – рассказал Г. Глевицкий. По его словам, дальнейшая работа над проектом должна заключаться в полном исключении человека из процесса оформления перевозки.

Также, по словам Е. Чаркина, РЖД планируют дальнейшее развитие применения искусственного интеллекта (ИИ). На базе этой технологии реализуются речевые сервисы – в частности, создание сервисов – помощников для машинистов, служб работы с внутренними и внешними пользователями, а также проекты, использующие компьютерное зрение, – технологии помощи машинистам маневровых локомотивов, запуск беспилотного движения. Представитель ОАО «РЖД» рассказал отдельно о пилотном проекте на базе станции Челябинск-Главный – тестировании сервиса «помощник диспетчеру». Благодаря ей, по оценке Е. Чаркина, удалось повысить пропускную способность сортировочной станции на 20%. «Если сделать мультипликацию на весь полигон железных дорог, можно представить, каков потенциал увеличения эффективности», – подчеркнул Е. Чаркин.

Еще одно направление цифровизации РЖД – использование программных роботов. «Мы начали с базовых цифровых процессов – рутинных операций в главном вычислительном центр. Эффект, который мы наблюдаем, – повышение производительности труда от 30 до 70%», – рассказал Е. Чаркин. Следующий шаг, по его словам, – это полномасштабное внедрение роботизации на весь спектр рутинных операций в таких областях, как бухгалтерия и финансы, кадровое администрирование, и др.

Прозвучал также вопрос о применении технологии блокчейн. «Мы начали с Октябрьской железной дороги, на базе которой сделали пилот по двум блокчейн-системам. Первая – это смарт-контракт, который связывает клиента, оператора, железную дорогу и порт. Эффект с точки зрения уменьшения документооборота и повышения прозрачности очень серьезный. Также мы запустили платформу «доверенная среда» для вагонного комплекса, мы объединили РЖД, собственника подвижного состава и компании, которые занимаются его обслуживанием. Мы начали с колесной пары – по ним уже более 200 тыс. операций было проведено в системе. Мы будем масштабировать ее на другие элементы грузового вагона и подключать новых участников», – рассказал Е. Чаркин.

Также на базе блокчейн-технологии был запущен проект «доверенная среда локомотивного комплекса», который объединяет ОАО «РЖД», производителя тягового подвижного состава и сервисную компанию. «На базе этой доверенной среды все участники могу строить свои сервисы, которые позволят повысить собственную эффективность. Важно, что информация теперь у всех одинакова и непротиворечива», – подчеркнул Е. Чаркин.

Эксперты предупреждают, что все перечисленные решения малоэффективны в условиях отрыва друг от друга. В частности, о необходимости объединения разрозненных средств диагностики, используемых на сети ОАО «РЖД», в единую систему напомнил заместитель генерального директора по коммерческой деятельности АО «Компания «Транстелеком» Алексей Ноздрин.

«В настоящее время на сети РЖД развернуто бесчисленное количество средств диагностики поездов и вагонов, в том числе на ходу. Работают средства мониторинга места нахождения подвижных единиц, а также внедрены отдельно аппаратно-программные решения по безлюдным и роботизированным технологиям. С одной стороны, они эффективны. С другой – некоторые решения пока внедряются фрагментарно. Поэтому существует запрос на создание одного полигона, на котором все эти решения были бы собраны воедино и были бы реализованы сквозные бизнес-процессы управления данным полигоном», – рассказал А. Ноздрин.

Это понимают и в монополии. «Мы видим потенциальный эффект не в какой-то отдельной технологии. К примеру, искусственный интеллект не будет полноценным без качественного сбора информации. Здесь уже вступает в силу технология интернета вещей, которая повышает качество и оперативность сбора данных. Далее требуется технология обработки больших данных... Именно в сквозных технологиях мы видим потенциал эффективности», – подвел итог Е. Чаркин.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions