• Ставка на полувагон
    1138
    1.7 %
    руб./сут.
    сентябрь 2021
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2021Г. - 64 баллa
  • Финансы USD ЦБ РФ 72.43 -0.42 EUR ЦБ РФ 85.36 -0.71
    BTC 47934.69 usd BTC 3475265.03 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.08.2021 10:47:54
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Сохранность груза, экономия на тарифе и снижение затрат: растет спрос на ускоренные контейнерные поезда

За I полугодие перевозки контейнеров по сети РЖД выросли на 15%, превысив 3 млн TEU. Во внутреннем сообщении отправлено 1 млн 191,4 тыс. TEU (+7,7%), в экспортном – 779,6 тыс. TEU (+8,1%), в импортном – 662,4 тыс. ДФЭ (+18%), в транзитном – 503,9 тыс. TEU (рост – в 1,5 раза).
Сохранность груза, экономия на тарифе и снижение затрат: растет спрос на ускоренные контейнерные поезда
Контейнерный транзит по сети РЖД в сообщении Китай – Европа – Китай вырос в 1,5 раза в I полугодии, до 359,7 тыс. TEU. Свою роль здесь сыграло в том числе использование ускоренных контейнерных поездов, которые позволяют грузовладельцам значительно экономить на стоимости перевозки и ее сроках. Но от чего зависит динамика спроса на них? И как переводить в регулярный сервис пилотные проекты?

Почему рост?

Участники рынка перевозок отмечают: рост спроса на перевозки по Транссибу продиктован увеличением ставок фрахта почти в 8 раз на направлениях из стран АТР в Европу и обратно, а также необходимостью диверсифицировать потоки после инцидента с блокировкой Суэцкого канала. Эти факторы, а также более быстрая доставка грузов по маршрутам через территорию России привлекает прежде всего владельцев высокомаржинальных товаров, а также грузов, требующих температурного режима при перевозке.

«Фиксированный срок доставки по сети РЖД в 7 суток из Владивостока до центральных регионов России мог бы стать дополнительным фактором, влияющим на рост интереса к маршрутам через территорию России», – комментирует представитель компании транспортной группы FESCO.

Кроме того, важно отметить, что ряд пилотных проектов, направленных на цифровизацию сервисов ОАО «РЖД», а также увеличение физической скорости доставки грузов за счет инновационных решений для подвижного состава, уже сегодня создают дополнительные конкурентные преимущества для грузовладельцев, выбирающих маршруты по сети железных дорог.

На этом фоне ускоренные контейнерные поезда выглядят наиболее эффективным инструментом. Это взаимовыгодный сервис как для грузовладельца, так и для РЖД. Первый получает не только пониженную стоимость перевозки, но и скорость, близкую к пассажирской. А РЖД – отсутствие сортировок, сопровождающееся увеличением пропускной способности сети и повышением производительности.

«Перевозка грузов в ускоренном формате удобна для отправителей, для которых срок доставки продукции является принципиальным. Такой состав не останавливается на сортировочных станциях и следует прямиком к грузополучателю», – говорит руководитель департамента экспедирования Первой грузовой компании (ПАО «ПГК») Никита Горчаков.

Для ряда грузовладельцев время перевозки не играет ключевой роли. Однако спрос на ускоренные поезда растет за счет других преимуществ: повышения сохранности груза, экономии на железнодорожном тарифе и, как следствие, снижения затрат на транспортировку.

Сегодня доставка грузов ускоренными поездами не какая-то уникальная опция, а реалии рынка. Так, к примеру, ПАО «ТрансКонтейнер» отправляет грузы ускоренными поездами по России и в международном сообщении примерно в равных долях. По маршрутам внутри России, как правило, собираются контейнерные поезда, в состав которых могут включить свои грузы много разных отправителей. В международном сообщении преобладают перевозки в составе монопоездов, собранных под одного крупного клиента.

Основное отличие ускоренных контейнерных поездов от обычных заключается в том, что они следуют в пункт назначения, минуя все сортировочные станции, что позволяет избежать задержек и осуществлять перевозку в рамках четкого графика. «Высокая скорость доставки делает отправку груза ускоренным поездом выгоднее для клиента как во внутрироссийском сообщении, так и в международном», – говорит директор ПАО «ТрансКонтейнер» по продажам и клиентскому сервису Никита Пушкарев.

Есть ли спрос?

Из-за высокой скорости отправок ускоренными контейнерными поездами каждый грузовладелец или экспедитор стремится отправить свои объемы именно с помощью этого сервиса. Но очевидно, что запуск УКП возможен только в тех направлениях, где имеется стабильный грузопоток, позволяющий выдерживать расписание. Искусственный запуск при отсутствии регулярных объемов приводит к необоснованным ожиданиям и большим затягиваниям по времени, но такие эксперименты, как правило, надолго не задерживаются.

Кроме стабильного грузопотока, для поддержки направления важны отработанные технологии и историческая популярность сервиса.

Сегодня наблюдается высокий спрос на перевозку в ускоренных контейнерных поездах товаров народного потребления и продовольственных грузов. «Высокий спрос также наблюдается среди грузоотправителей промышленного оборудования, так как сжатые сроки доставки зачастую предусмотрены контрактами», – говорит Н. Горчаков.

Спрос на доставку грузов в контейнерах по железной дороге на сети РЖД растет примерно на 15% ежегодно. Такую же динамику в «ТрансКонтейнере» видят и в сегменте ускоренных поездов. «На сегодняшний день основные номенклатуры перевозимых грузов внутри РФ – товары народного потребления и продукты. В международном сообщении – пиломатериалы, бумага, целлюлоза, руда, уголь в контейнерах, продукция нефтехимии и удобрения, а также сельхозпродукты, металлы и станки», – говорит Н. Пушкарев.

В компании «Евросиб СПб – транспортные системы» добавляют, что по мере роста спроса на сухопутные маршруты во внешнеторговых направлениях интерес к ускоренным контейнерным поездам будет только возрастать. Факторы скорости и сохранности уже давно отмечены при транзите; последнее время и экспортеры – примеры Куйбышевской, Октябрьской, Западно-Сибирской дорог – пользуются продуктом УКП, расширяя и номенклатуру контейнеризируемых грузов (например, сельскохозяйственных или химических), и конечные регионы доставки. Так пилотные сервисы, получив испытание сроками и положительную оценку грузоотправителей, переводятся в регулярные.

Для внутрироссийских же отправок значительный потенциал видится по решениям для грузов, требующих соблюдения температурного режима (те же продукты питания, лекарства); но для такого варианта еще многое предстоит сделать

Какие внедряются сервисы?

Как подчеркивают грузоотправители, сервис ускоренных поездов полезен еще и удобством обрабатывания однотипных грузов по ускоренной технологии. Благодаря этому становятся популярны специализированные УКП. Другими словами, в последнее время наблюдается запуск аграрных, температурных и специализированных поездов.

«Будущее самой технологии УКП будет зависеть от того, какое направление примут обсуждаемые изменения в модель тарифообразования (переход на тарификацию «за контейнерный поезд», где расчет зависит не от наполненности поезда, а от количества осей поезда, длины и его веса)», – отмечает представитель компании «Евросиб».

Потребуется изменение технологии обработки контейнерных поездов, новые подходы к содержанию инфраструктуры для такого движения и требования к локомотивам, позволяющие реализовывать скоростные режимы ведения ускоренных контейнерных поездов.

Кроме того, модели вагонов, следующих с маршрутной скоростью до 2000 км/сут., сейчас только проектируются; опытный образец фитинговой платформы недавно презентовал холдинг «СТМ». Как они покажут себя и каковы будут условия их эксплуатации, покажет время.

Добавим, что недавно ПГК совместно с Контейнерным терминалом Санкт-Петербург и логистическим оператором «Универсальный экспедитор» приступила к доставке грузов из Екатеринбурга в Санкт-Петербург в составе ускоренного контейнерного поезда.

По словам Н. Горчакова, на регулярную отправку таких составов есть запросы со стороны металлургических предприятий. Компания рассчитывает, что скоро данный сервис станет регулярным.

А ранее был запущен регулярный сервис из Москвы в Калининград. Маршрут проходит через территорию Белоруссии и Литвы, время в пути составляет 3 суток. Сервис обеспечивает бесперебойную доставку по четкому графику, а также сжатые сроки транспортировки за счет оперативного прохождения пограничных переходов. «Основу грузопотока составляют строительные материалы и товары народного потребления для реализации в торговых сетях, а также оборудование, необходимое предприятиям перерабатывающей промышленности», – говорит Н. Пушкарев.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 1998-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions