+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.08.2022 14:46:20
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Со всеми остановками: как развивается железнодорожный туризм

Председатель правительства Михаил Мишустин поручил министерствам транспорта, культуры и ОАО «РЖД» обеспечить доступность и развитие железнодорожных туристических маршрутов. Согласно сообщению РЖД, «до 12 сентября необходимо проработать вопросы внутренних перевозок пассажиров, организованных туроператорами». Пока предложения не сданы в кабмин, посмотрим, что уже сделано и что еще предстоит.
Если не считать железнодорожным туризмом обычные поездки пассажиров к местам отдыха, то в России он практически не развит. Что неудивительно, ведь программа «Путешествуй с РЖД» получила поддержку правительства России только в 2020 году. Но образцы для подражания уже существуют.

Например, железнодорожное путешествие к Деду Морозу в Великий Устюг. С 24 декабря этого года по 7 января следующего из Москвы ежедневно будет отправляться скорый поезд № 222 «Мороз-экспресс». Утром он прибывает в Великий Устюг, где пассажиров уже ждут экскурсоводы. Программа рассчитана так, чтобы пока одни осматривают вотчину Деда Мороза, другие в тереме зимнего волшебника водили с ним хороводы. А в это время остальные гуляют по Великому Устюгу, отправляют письма с почты Деда Мороза, пробуют блюда северной кухни, приобретают сувениры. Потом группы меняются. В итоге все успевают увидеть самое интересное без очередей и не мешая друг другу, а вечером поезд отправляется в обратный рейс. «Мороз-экспресс» делает остановки в Ярославле, Данилове, Вологде и Ядрихе, где тоже можно немножко погулять.

Экскурсии по построенной еще до революции Кругобайкальской железной дороге, которая долгие десятилетия не использовалась, начались в 2019 году после реставрационных работ. Они продолжались 8 лет. Одноколейный путь идет по самой кромке озера, среди скальных пород, по множеству тоннелей и мостов через мелкие реки, впадающие в Байкал. Поезд останавливается не только на каждом полустанке, но и возле уникальных инженерных сооружений, в тоннелях и на акведуках, где можно прогуляться и послушать рассказы экскурсовода, который работает все 8 часов поездки от Иркутска до порта Байкал и обратно. В порту желающие могут остаться и отправиться паромом до поселка Листвянка, где находится научный центр «Байкальский музей». Для тех, кто не вернулся в Иркутск экскурсионным поездом, по новой колее курсирует рейсовая электричка.

А в июле этого года появился новый круизный поезд «Байкальский экспресс». Каждую пятницу (до конца сентября) он отправляется по маршрутам Иркутск – Слюдянка – Байкал – Иркутск и Улан-Удэ – Слюдянка – Байкал – Иркутск – Улан-Удэ. Обратно пассажиры возвращаются в воскресенье.

Существуют также круизы по Карелии, Северному Кавказу, Поволжью, Золотому кольцу… Есть гастрономические и музыкальные поезда. Всего более дюжины маршрутов. А что требуется, чтобы их стало на порядок больше?

В первую очередь наличие туроператоров, которые бы этим занимались. Но в двух основных отраслевых объединениях – Ассоциации туроператоров (АТОР) и Агентстве по развитию и продвижению туризма (АРПТ) – такие операторы не присутствуют. АРПТ является признанным лидером в области изучения конъюнктуры туристического рынка, но, как выяснил РЖД-Партнер, о железнодорожном туризме там мало что знают. Да и в Ростуризме не смогли ответить, как ведомство планирует исполнять поручение М. Мишустина.

Фактически единственным оператором, который специализируется на железнодорожном туризме, является «РЖД Тур».

«Когда сотрудники советуют отправиться в железнодорожный круиз своим родственникам, знакомым, друзьям, они точно знают: это того стоит, поскольку видели все своими глазами и уверены, что подобное путешествие будет незабываемым, – говорит начальник департамента пассажирских перевозок ОАО «РЖД» Елена Ракова. – Ориентируются на туристов нового поколения, а они требовательны, ценят комфорт, дорожат своим временем».

По словам Е. Раковой, мощным стимулом к возрождению железнодорожного туризма стала поддержка государства и запуск соответствующего национального проекта.

Почему же другие операторы пока не вдохновились идеей развития железнодорожного туризма? По мнению экспертов отрасли, причин две. Первая и главная – большинство операторов сегодня не стремятся обрести свое лицо. Для них идеальный вариант – вручить клиенту билеты в оба конца и бронь на гостиницу. Получить оплату за эти услуги, а все остальное их не касается, это проблемы самого туриста. Другая причина – необходимость кропотливо согласовывать свои идеи с перевозчиком, к чему не все готовы.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions