+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.03.2022 09:39:14
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Siemens приостановил контракт на поставку новых Сапсанов. Что это значит?

Объем пассажиропотока на линии Санкт-Петербург – Москва, который обслуживает «Сапсан», в новых условиях вряд ли уменьшится, а с дефицитом предложения можно будет справиться. Такое мнение высказали РЖД-Партнеру эксперты рынка в разговоре о последствиях приостановки немецкой компанией Siemens контракта на поставку новых «Сапсанов» в Россию.
Напомним, что генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров днем ранее заявил об этом в Совете Федерации. «Нас уведомили, что на данный момент контракт приостанавливается по покупке», – заявил он, отметив, что «до последнего момента» велись переговоры.

Договор о техническом обслуживании поездов «Сапсан» продолжает свое действие. Как уже ранее сообщал РЖД-Партнер, в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Московское (Металлострой) за период с 2006 года, партнерства с компанией Siemens, локализовано производство широкого спектра сервисов и номенклатуры деталей, которые требуется периодически ремонтировать или менять. Здесь есть своя ремонтная база. Но под вопросом техническое обслуживание и поставки комплектующих для уже находящихся в России «Сапсанов». Пока эти планы РЖД не озвучивают. Более того, эксперты обращают внимание на необходимость решения вопроса с заменой старого двигателя на новый.

О. Белозеров подчеркнул, что «Сапсаны» продолжат ходить и при возникновении каких-то «нюансов» РЖД будут запчасти дорабатывать, «искать варианты, как это будет работать».

Директор по развитию ООО «Дорнадзор» Петр Атаев обращает внимание на будущее пассажирского спроса, на динамику которого влияют разные факторы. С одной стороны, он может сократиться в силу влияния санкций в целом на экономику и как следствие – снижения деловой активности, в том числе между столицами. С другой стороны, с учетом сложной ситуации в авиационной отрасли у РЖД появляется возможность перехватить тех клиентов, которые раньше предпочитали авиасообщение между Санкт-Петербургом и Москвой.

Другой собеседник издания не исключает повышения стоимости проезда на этом направлении в краткосрочной перспективе в связи со снижением покупательной способности населения и ростом инфляции. Здесь эксперты не исключают рассмотрения вопроса о субсидировании этого роста.

Начальник научно-образовательного центра «Независимые комплексные транспортные исследования» РУТ (МИИТ) Алексей Колин рассуждает, что в условиях сокращения возможностей для путешествия россиян за рубежом спрос на перевозки во внутреннем сообщении как минимум не будет снижаться, а скорее всего – увеличиваться.

«Учитывая высокую привлекательность Санкт-Петербурга как туристического объекта в коридоре Москва – Санкт-Петербург, спрос на перевозки тоже будет расти, а это значит, что проблема дефицита предложения со стороны перевозчика скоростными поездами «Сапсан» в условиях, когда провозную способность нельзя будет наращивать (новые составы поезда «Сапсан» должны были удвоить вместимость курсирующих за счет прицепки второго состава к уже имеющемуся), будет чувствоваться довольно остро», – высказывается он.

С другой стороны, у перевозчиков холдинга есть некоторые резервы по компенсации недостающей провозной способности. Так, на часть ниток расписания поездов «Сапсан» можно вывести вагоны типа «Невский экспресс» с электровозами ЭП20. Время хода таких поездов может быть идентично времени нахождения в пути поездов «Сапсан» и составит около 4 ч.

А. Колин добавляет, что еще часть ниток можно обеспечить менее скоростным подвижным составом – двухэтажными сидячими вагонами с электровозами ЭП20, ЧС200 со временем в пути около 6 ч. Сами же поезда «Сапсан» целесообразно эксплуатировать по системе многих единиц – сцепленными по два в составе поезда. Цель такой меры – рациональное использование пропускной способности линии.

Не видит никаких предпосылок для катастрофических прогнозов и промышленный эксперт Леонид Хазанов. «РЖД могут продлить эксплуатацию на маршруте Москва – Санкт-Петербург действующих «Сапсанов». Как вариант – они могут поменять «Сапсаны» на «Ласточки», хотя они немного отличаются друг от друга. Зато производство «Ласточек» в России отличается высоким уровнем локализации и оно может поставить необходимое число поездов для линии», – говорит он.

По мнению эксперта, хватит года для замены замороженных Siemens «Сапсанов» российскими поездами. Главное, чтобы у РЖД были средства на их приобретение.

Сейчас на долю поездов «Сапсан» приходится более половины пассажиропотока линии Санкт-Петербург – Москва. Ежесуточно они делают здесь до 30 рейсов, перевозя в среднем около 15 тыс. пассажиров. По итогам 2021 года перевозки пассажиров поездами «Сапсан» выросли на 52% – услугами высокоскоростных поездов воспользовалось почти 5,4 млн пассажиров. Всего с начала эксплуатации высокоскоростных поездов «Сапсан» ими перевезено свыше 48 млн пассажиров.

В прошлом году из Германии прибыло три новых «Сапсана», в настоящее время ведутся пусконаладочные работы и сертификационные испытания. Их планируется запустить к Петербургскому международному экономическому форуму в июне.

До решения о прекращении поставок, в 2019 году, Siemens, «Синара» и РЖД договорились о поставке 13 десятивагонных составов «Сапсан», исполнение контракта было намечено на сентябрь 2022 – июль 2023-го. Общая стоимость контракта на поставку называлась €513,5 млн.

В этом разговоре стоит также отметить, что на фоне функционирования скоростного железнодорожного сообщения между столицами возникает вопрос о дальнейшей судьбе проекта ВСМ Москва – Санкт-Петербург. В конце прошлого года на фоне дефицита инвестпрограммы пришлось неожиданно для всех пересмотреть планы по развитию ВСМ. И тогда первоочередной задачей властей была названа модернизация Восточного полигона, которая сегодня будет активизирована в связи с переориентацией грузовых потоков.

«Для меня строительство ВСМ Москва – Санкт-Петербург и ранее было сомнительно с точки зрения целесообразности. Теперь перспективы проекта еще менее очевидны», – комментирует П. Атаев.

Как ранее отмечал РЖД-Партнер, аналогично можно сказать об открытии и новых линий, на которые планировались «Сапсаны».

Ранее РЖД-Партнер писал, что на официальном сайте РЖД исчезли из продажи билеты на поезда «Сапсан», которые стоят в расписании с 1 июня. В ответ на поисковые запросы выдается следующее: «Нет информации о свободных местах». При этом купить билет на «Сапсан» на 31 мая еще возможно. Как сообщил источник в Дирекции скоростного сообщения – филиале ОАО «РЖД», на данный момент возникли технические вопросы, связанные с порядком продажи билетов, которые должны быть в ближайшее время решены. После этого билеты снова появятся в продаже. Сегодня купить билеты на «Сапсан» отправлением с 1 июня нельзя.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions