В поисках рационального решения
Чтобы Восточный полигон нормально работал, многое зависит от морских портов, стивидорных компаний, высказал мнение на полях ВЭФ-2024 советник президента РФ Игорь Левитин.
Он напомнил, что целевой задачей III этапа модернизации БАМа и Транссиба является достижение провозной способности в экспортном сообщении до 270 млн т ежегодно. Из этого объема примерно 100 млн т будет адресовано в направлении терминалов Ванинского узла. Причем львиная доля грузопотока придется на насыпные грузы.
«А там вообще нет контейнерных перевозок. Значит, полувагоны из Ванино пойдут порожними обратно, их нечем будет грузить. Мы опять как бы делаем нерациональный пробег по железной дороге. Почему не идут контейнерные перевозки из Ванино?», – задался вопросом И. Левитин.
Вопрос актуален не только в перспективе. По его словам, если сегодня в адрес Ванинского порта перенаправить часть контейнеризированного импорта, а на припортовой станции внедрить технологию погрузки контейнеров в полувагоны, контейнерные грузы, уйдя по БАМу, частично разгрузили бы перегруженные мощности во Владивостоке.
Возможность организации отправок контейнеров из Ванинского порта И. Левитин предложил рассмотреть на заседании штаба, действующего при зампреде правительства России Виталии Савельеве.
Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов, участвующий в сессии ВЭФ-2024, не дал однозначного ответа по поводу вывоза контейнеров из Ванино, но отметил, что компанию волнует ситуация, когда после выгрузки с этого припортового узла уходит масса порожних вагонов.
Контейнеровозы будут
Тем временем выяснилось, что в настоящий момент прорабатывается вариант судозаходов контейнерного флота в Ванино. Об этом сообщил вице-президент по линейно-логистическому дивизиону FESCO Герман Маслов.
«У нас есть опыт работы с портом Ванино. Когда был коллапс 2022 года, линии туда уже заходили. На том этапе это были не наши линии, тем не менее у порта Ванино есть опыт работы там и опыт работы с железной дорогой», – проинформировал он.
Действительно, в свое время Ванинский морской торговый порт, являющийся универсальным, более-менее активно работал с контейнерными грузами, и в последний период периодически возобновлял их перевалку. Как правило, это происходило в тот момент, когда становилось хуже с логистикой в портах Приморского края.
Кроме того, на ст. Ванино осуществлялись сдвоенные операции. В частности, полувагоны, приходившие в порт с экспортным углем, затем загружались импортным глиноземом, что сокращало подсыл порожних минераловозов и давало некоторый резерв пропускной способности на лимитированном участке Комсомольск – Советская Гавань.
Отметим, что география отправок контейнеров в полувагонов сегодня постепенно расширяется. Она не только охватывает ряд портов и тыловых терминалов Приморья, в августе такая технология применена на ЖДПП Забайкальск.
Как и в дальневосточные порты, на погранпереход в Забайкальск приходит большое количество вагонов с углем и рудой, которые выгружаются и, как правило, возвращаются в порожнем состоянии. Новая технология позволяет задействовать эти вагоны для вывоза контейнеров вглубь страны, что повышает эффективность использования инфраструктуры, поясняли в РЖД.
К сведению, за 7 месяцев через переход Забайкальск – Маньчжурия перевезено 4,4 млн т угля (рост к уровню 2023 года в 1,3 раза) и 2,7 млн т железной руды (+22,4%).
Автор: Павел Белов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.