+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.10.2022 12:33:26
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Перевозки черных металлов на внутренних направлениях позволят компенсировать падение в экспортном сообщении

Об этом говорилось на конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов», состоявшейся 29–30 сентября в Москве.
Экспорт тянет погрузку металлов вниз

На фоне санкций погрузка черных металлов на экспорт по сети РЖД продемонстрировала отрицательную динамику, снизившись по итогам января – августа к прошлогоднему результату на 10,6%, до 17,7 млн т. Отправки сокращались из месяца в месяц. Так, если в апреле на экспорт ушло 2,5 млн т металлургической продукции, то в августе – уже 1,7 млн т.

Падение поставок черных металлов коснулось рынка Европы (за 8 месяцев перевозки туда упали на 20%), Ближнего Востока и Северной Африки (-4,3%). Помимо западных санкций, влияет общий тренд в мировой экономике: во многих странах наблюдается снижение стоимости стали в связи с замедлением темпов строительства, отмечает исполнительный директор Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков.

В 2021 году в России произведено 74 млн т сталелитейной продукции. Ожидается, что в 2022-м ее объем сократится до 68 млн т. Следующий год окажется худшим для отрасли. Как прогнозирует управляющий директор сектора металлургии аналитического управления «Открытие Research» Даниил Каримов, будет выплавлено 62 млн т стали, но затем начнется постепенное восстановление производства, прежде всего за счет увеличения внутреннего рынка.

Безусловно, встает вопрос расширения географии экспорта металлов, в первую очередь за счет развивающихся стран. Экспортный потенциал отечественной металлургии сохраняется, но реализовать его в полной мере не просто из-за высокой конкуренции, рассказывает эксперт. «Страны Ближнего Востока и Северной Африки являются чистыми импортерами [с потребностью] 20 млн т. Можно экспортировать туда, но там мы сталкиваемся с нашими дружественными партнерами и одновременно конкурентами. Это поставщики стали из Китая, Индии и пр., что важно – поставщики дешевой стали», – говорит Д. Каримов.

Азиатский вектор

В то же время за 8 месяцев 2022 года российским металлургам удалось нарастить поставки в СНГ (+5,6%) и государства Восточной и Юго-Восточной Азии (+12,1%). Вследствие санкционных запретов и ограничений по сбыту в европейские страны грузоотправители переключились на азиатские рынки, перестраивая свою логистику.
Разворот железорудного сырья и металлов на страны Азии усилил конкуренцию с углем за провозные способности Восточного полигона. До вступления в августе в силу европейского эмбарго угольщики активизировали поставки в адрес северо-западных портов. В свою очередь, из-за временной приостановки действия Правил недискриминационного доступа (ПНД) к инфраструктуре РЖД кузбасский уголь потерял преференции на Восточном полигоне и уступил часть мощностей на этом направлении металлургической продукции.

В январе – августе экспорт черных металлов через Дальний Восток к прошлогоднему уровню вырос на 19%, до 4,1 млн т. В том числе через тихоокеанские порты было экспортировано 3,7 млн т – на 0,6 млн т больше, чем годом ранее. Стоит сказать, что потери по экспортным металлам у стивидоров Санкт-Петербурга составили 0,6 млн т (перевалка сократилась до 2,6 млн т), Новороссийска – 0,8 млн т (до 4,4 млн т).

Когда отменили ПНД, ряд компаний, в том числе металлургической отрасли, получили доступ к перевозкам через Восточный полигон, которого ранее не имели, отметил заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Это повлияло на динамику отправок металлов в данном направлении. Однако РЖД возобновили выдачу квот кузбасским угольным компаниям при перевозках на Дальний Восток, и уже в августе металлурги перевезли в восточном направлении на 30% меньше, чем в июле.

Свои и близкие

Хотя спрос на перевозки в восточном направлении сейчас опережает скорость развития железнодорожной инфраструктуры, РЖД способны реализовать ряд мер, позволяющих задействовать технологические резервы и принимать к отправлению объемы грузов, которые превышают нормативную провозную способность, плюс продолжается модернизация БАМа и Транссиба. От этой реализации зависят планы по экспорту и у отечественных металлургов.

Другой вопрос связан с дальнейшим спросом на металлы. С одной стороны, Китай, являющийся крупным импортером сырья, в обозримой перспективе начнет снижать потребление металлопродукции из-за сокращения темпов строительства жилья. С другой – эффект могут дать совместные с КНР проекты. В частности, расширение договора о поставках природного газа в Китай потребует строительства трубопровода «Сила Сибири – 2», говорит директор по развитию бизнеса и консалтинговой практики MMI Илья Коломеец. Это увеличит спрос примерно на 2–2,5 млн т стали.

Не стоит забывать и о возможностях внутрироссийского рынка. Стоит сказать, что внутренние перевозки черных металлов по РЖД за 8 месяцев выросли на 9,3%, до 27,8 млн т. Рост обусловлен как высокими показателями I квартала на фоне продолжающегося постковидного роста экономики РФ, так и перенаправлением части объемов с экспорта.
Стимулировать в дальнейшем отрасль поможет активный переход на металлокаркасное строительство, считает И. Коломеец. По его словам, подобная технология в РФ пока не превышает 10–12% от объемов стройки, тогда как во многих развитых странах доходит до 30%.

Развитию спроса на металлопродукцию в стране будет также способствовать реализация федеральных и региональных программ, в том числе по газификации энергетики и реконструкции объектов ЖКХ, пояснил Д. Каримов. Потребность в металлах возрастет и с масштабной модернизацией автодорожного хозяйства. Как известно, общее финансирование соответствующей госпрограммы на 2023‒2027 гг. превышает 13 трлн руб.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions