+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.08.2021 13:58:39
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Операторы подвели итоги полугодия: растут погрузка, парк и ставки

В Союзе операторов железнодорожного транспорта подвели итоги полугодия. Разберем главные показатели работы железных дорог за эти 6 месяцев.
Навалили грузов

Как отметили авторы обзора, в январе – июне 2021 года экономика и промышленность восстанавливались после кризиса, связанного с пандемией коронавируса COVID-19. По данным Росстата, промышленное производство за I полугодие 2021-го выросло на 4,4% к аналогичному периоду прошлого года. При этом производство в перерабатывающих отраслях выросло на 6,4%, а в добывающих в целом роста не было. «Соответственно общему росту промышленности увеличивались погрузка и грузооборот железнодорожного транспорта», – говорится в обзоре рынка от СОЖТ.

По итогам работы в I полугодии 2021 года общий объем погрузки по сети ОАО «РЖД» составил 632,7 млн т, что выше показателя аналогичного периода прошлого года на 4,6%. Превышение погрузки над уровнем прошлого года было зафиксировано уже в марте – апреле (на 2,2 и 6,9% соответственно), а в мае и июне восстановление стало устойчивым.

В СОЖТ отметили, что рост погрузки зафиксирован по большинству важнейших номенклатурных групп грузов.

Погрузка каменного угля выросла на 10,4% (или на 17,5 млн т) относительно аналогичного периода прошлого года, но при этом по-прежнему остается ниже показателя I полугодия 2019 года (на 0,7%, или 1,3 млн т). Как отметили в СОЖТ, погрузка угля традиционно сильно коррелирует с его добычей: по итогам полугодия добыча угля выросла на 8,4% к прошлому году. Рост погрузки связан с высокими ценами на энергетический уголь в 2021-м, которые не только более чем двукратно превысили цены 2020 года, но и побили рекорды 2018-го. «Холодная зима привела к снижению запасов газа в европейских хранилищах. Так, по данным Bloomberg, объемы топлива снизились на 25% по сравнению со средним уровнем за последние 5 лет, что и вынудило ряд стран ЕС вернуться к угольной генерации. В результате вместо продолжения тренда на отказ от угольной генерации в Европе потребление угля в I полугодии 2021 года выросло в Германии, Испании и Чехии. Кроме того, как отмечают отраслевые эксперты, высокие цены на уголь в Азиатско-Тихоокеанском регионе поддерживаются возросшим спросом со стороны Китая», – уточняют аналитики союза.

Погрузка черных металлов выросла на 1,4% (на 0,5 млн т) за счет роста спроса на продукцию отечественной металлургии со стороны зарубежных потребителей. Вместе с тем показатели рынка металлов в июне создают неопределенность относительно ситуации во второй половине года. По прогнозам многих аналитиков, в II полугодии спрос на металлы в мире (включая такого крупного потребителя, как Китай) может снизиться.

Погрузка зерна увеличилась на 15% (на 1,6 млн т). Рост погрузки связан с тем, что в 2020 году в России собрали 133,5 млн т зерновых. По сравнению с 2019-м урожай зерна в России в прошлом году вырос на 10,1%, пшеницы – на 15,4%. Представители союза отмечают, что перевозки зерна на экспорт растут более высокими темпами, чем внутренние перевозки (+17,6% прирост на экспорт против +12% прироста во внутригосударственном сообщении по итогам I полугодия 2021 г). Несмотря на принятые меры по некоторому сдерживанию экспорта зерна, по итогам I полугодия 2021 года доля экспорта составила 54,5% против 53,4% по итогам I полугодия прошлого года. Подобный рост также связан с тем, что в январе – феврале 2021 года, в ожидании введения экспортных пошлин, погрузка на экспорт росла рекордными темпами.

Многие грузоотправители отмечают, что происходит переключение перевозок зерна с автомобильного на железнодорожный транспорт. Это связано с тем, что с апреля введены ограничения по весу для автомобильных перевозчиков. В основном переключение с автомобильного транспорта на железнодорожный наблюдается при внутрироссийских перевозках зерна на не очень большие расстояния. Так, при перевозках на расстояния до 400 км, перевозки зерна возросли в 1,2 раза.

Погрузка лесных грузов выросла на 3,1% (на 0,65 млн т), цемента – на 7,2% (на 0,8 млн т), промсырья – на 8,9% (1,4 млн т), химических и минеральных удобрений – на 4,7% (на 1,5 млн т), зерна – на 15,0% (на 1,6 млн т). Сильно выросла позиция «импортные грузы» – на 29% (или на 1,6 млн т).

При этом снизилась погрузка нефти и нефтепродуктов на 0,4% (или на 0,4 млн т), строительных грузов – на 2,3% (или на 1,5 млн т), химикатов и соды – на 1,8% (или на 0,2 млн т).

Несмотря на рост погрузки нефти и нефтепродуктов в мае и в июне (+9,8% и +10,2% к соответствующим месяцам прошлого года), снижение погрузки, произошедшее в I квартале, полностью не компенсировано. Снижение объемов перевозок коррелирует со снижением объемов добычи, публикуемых, которая в I полугодии 2020-го снизилась к I полугодию 2019-го на 4,9%, а за 6 месяцев 2021 года снизилась к 6 месяцам 2020-го на 2,4%, а нефть без учета газа снизилась на 3,6%.

Как отмечают аналитики, снижение добычи нефти связано с обязательствами России в рамках договора с ОПЕК+. Кроме того, вклад в снижение погрузки на железнодорожный транспорт (особенно в II квартале) внесло то, что отгрузка нефтепроводами увеличивалась. «Впрочем, здесь необходимо сделать оговорку, что все вышесказанное имеет отношение лишь к абсолютным значениям. Если учесть, что добыча и погрузка, помимо этого, зависит от количества дней в периоде, и пересчитать погрузку в среднесуточные показатели, то снижения в 2021 году по отношению к 2020-му не будет. Вместо снижения на 0,4% будет рост на 0,1%. Поэтому можно считать, что погрузка нефти и нефтепродуктов в 2021 году не отличается от погрузки в 2020-м, хотя это и не отменяет общего тренда на снижение этого показателя на горизонте последних 6–7 лет», – добавили в СОЖТ.

«В общей погрузке грузов железными дорогами важнейшими номенклатурами по-прежнему являются каменный уголь и нефть и нефтепродукты. При этом динамика долей этих грузов противоположна. Доля каменного угля постепенно увеличивается: если в I полугодии 2020 года она составляла 27,7%, то по итогам I полугодия 2021-го достигла уровня 29,3%. Доля нефти и нефтепродуктов постепенно уменьшается: в I полугодии 2020 года она составляла 17,7%, а по итогам I полугодия 2021-го снизилась до 16,9%», – рассказывают аналитики СОЖТ.

Также в союзе отметили поступательное увеличение доли грузов в контейнерах: если в I полугодии 2020 года их доля составляла 3,3% от всей погрузки по сети, то по итогам I полугодия 2021-го эта доля достигла 3,6%.

От грузооборота до технической скорости

В рассматриваемом периоде увеличивались и остальные показатели грузовых перевозок. Так, грузооборот по инфраструктуре РЖД оказался выше показателя прошлого года на 5,2%.

Средняя дальность перевозок всех грузов составила 1891 км, что на 1,8% выше, чем в I полугодии 2020-го. При этом средняя дальность перевозки таких массовых сырьевых грузов, как уголь или нефтеналивные грузы, немного снизилась (угля на 0,8%, или на 22 км, нефти и нефтепродуктов – на 2,3%, или на 37 км). Тогда как дальность перевозок грузов промышленного сектора – метизов, автомобилей, оборудования, машин, станков, двигателей, остальных сборных грузов и т. п. – наоборот, увеличилась.

Распределение перевозок по видам сообщения в целом остается стабильным.

Любопытно отметить, что по итогам 6 месяцев 2021 году доходы ОАО «РЖД» от грузовых перевозок выросли на 9,8%, при этом доходная ставка в расчете на тонно-км выросла на 4,3%, а доходная ставка в расчете на тонну увеличилась на 6,1%.

Среди качественных показателей эксплуатационной работы эксперты СОЖТ обращают внимание на то, что оборот грузового вагона рабочего парка составил 16,5 суток (395,6 часа), что на 6,3% (или на 26,4 ч) ниже, чем показатель аналогичного периода прошлого года (17,6 сут., или 422 ч). Из общего снижения величины оборота вагона на 26,4 ч наибольшее снижение приходится на элементы «время нахождения под грузовыми операциями» (на 4,9%, или 10,2 ч) и «время нахождения на технических станциях» (-10,2%, или 13,6 ч). При этом время нахождения под грузовыми операциями, несмотря на снижение в абсолютном измерении (в часах), одновременно выросло в качестве доли от общей величины оборота вагона (рис. 12) с 49,1 до 49,8%.

Средняя участковая скорость грузового поезда на инфраструктуре РЖД снизилась на 3,1% относительно аналогичного показателя соответствующего периода прошлого года и составила 41,4 км/ч. Техническая скорость по итогам 6 месяцев 2021 года оказалась на 1,2% ниже уровня аналогичного периода прошлого года и составила 45,6 км/ч.

Контейнеры не сдаются

В I полугодии 2021 года по инфраструктуре ОАО «РЖД» во всех видах сообщений было перевезено 3,1 млн TEU, что на 15,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них во внутрироссийском сообщении было отправлено около 1,2 млн TEU (+7,7% к аналогичному периоду прошлого года), в экспортном – 0,8 млн TEU (+8,1%), в импортном – 0,7 млн TEU (+18,0%), в транзитном сообщении – 0,5 млн TEU (рост в 1,5 раза).

Всего за I полугодие 2021 г., по данным РЖД, в контейнерах перевезено более 31 млн т грузов (+18,1% к аналогичному показателю I полугодия прошлого года).

Перевозки груженых контейнеров за январь – июнь 2021-го выросли на 22,3% к аналогичному периоду прошлого года и составили более 2,2 млн TEU, в том числе: химикатов и соды – 373,4 тыс. TEU (+9,4% к аналогичному периоду прошлого года), лесных грузов – 293,5 тыс. TEU (+9,3%), промтоваров – 219,0 тыс. TEU (рост в 1,4 раза); метизов – 200,7 тыс. TEU рост в 1,4 раза), машин, станков, двигателей – 180,0 тыс. TEU (рост в 1,4 раза), автомобилей и комплектующих – 143,7 тыс. TEU (+38,9%), черных металлов – 120,4 тыс. TEU (+24,2%), цветных металлов – 76,8 тыс. TEU (+13,8%); строительных грузов – 68,9 тыс. TEU (+22,6%); химических и минеральных удобрений – 25,1 тыс. TEU (+20,5%); остальных и сборных грузов – 78,2 тыс. TEU (+37,3%). Вместе с тем по нефти и нефтепродуктам зафиксировано снижение объемов их перевозок в контейнерах – погружено 36,5 тыс. TEU, что ниже уровня аналогичного периода прошлого года на 13,1%.

Кроме того, за I полугодие 2021 года перевезено 15 тыс. TEU c каменным углем (0,5 млн тонн). Еще один груз, который начал активно перевозиться в контейнерах, – это зерно. Пока объем этот невелик, 15 тыс. TEU по итогам I полугодия 2021-го, но это в 4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Растут и парк, и ставки

По состоянию на июнь 2021 года парк грузовых вагонов на сети РЖД составил 1218,2 тыс. ед. и увеличился к июню прошлого года на 34,0 тыс. ед., или на 2,9%. Рабочий парк грузовых вагонов составил 1012,4 тыс. ед., сократился на 4,4 тыс. вагонов, или на 0,4%. К декабрю 2020-го общий парк вагонов вырос на 1,2%, или на 15,3 тыс. ед., а рабочий парк увеличился на 1,5%, или на 15,5 тыс. ед.

Общий парк полувагонов на сети РЖД составил 580,8 тыс. ед., что выше показателя июня прошлого года на 2,8%, или на 16,1 тыс. ед. Рабочий парк полувагонов составил в июне 497,2 тыс. ед., он снизился на 2,1% (на 10, 6 тыс. ед.) по сравнению с июнем 2020 года. Относительно декабря 2020-го общий парк полувагонов вырос на 1,2%, или на 6,9 тыс. ед., а рабочий парк увеличился на 1,8%, или на 8,8 тыс. ед.

Общий парк крытых вагонов составил 58,1 тыс. ед., что выше показателя июня прошлого года на 4,7% или на 2,6 тыс. ед. Рабочий парк крытых вагонов составил в июне 45,6 тыс. ед., он вырос на 1,6% (на 0,7 тыс. ед.) по сравнению с июнем 2020-го. По отношению к декабрю 2020 года общий парк крытых вагонов вырос на 1,9%, или на 1,1 тыс. ед., а рабочий парк увеличился на 5,8%, или на 2,5 тыс. ед.

Парк универсальных платформ составил 65,8 тыс. ед., что ниже показателя июня прошлого года на 0,9%, или на 0,6 тыс. ед. Рабочий парк платформ составил в июне 29,8 тыс. ед., он уменьшился на 6,9% (на 2,2 тыс. ед.) по сравнению с июнем 2020 года. По отношению к декабрю 2020-го общий парк платформ (универсальных) уменьшился на 1,5%, или на 1,0 тыс. ед., а рабочий парк уменьшился на 4,8%, или на 1,5 тыс. ед.

Средняя арендная ставка по основным родам подвижного состава в Российской Федерации в июне 2021 года составила 1154 руб. Средняя суточная ставка аренды полувагона в июне 2021 году составила 850 руб., что на 3% выше, чем в июне 2020-го, и на 55% ниже, чем в июне 2019 года. Суточная ставка аренды цистерны для нефтепродуктов в июне 2021 года. составила 1025 руб., крытого вагона – 1150 руб., а универсальной платформы – 990 руб.

В I полугодии 2021-го на российском рынке цены предложения на крупное вагонное литье оставались ниже уровня 2020 года. Но по некоторым позициям, например по боковым рамам и надрессорным балкам, уже в мае – июне наметилась тенденция роста, а по цельнокатаному колесу тенденция роста зафиксирована в июне.

Средние цены на колесные пары, несмотря на некоторые колебания в январе и феврале, в целом в I полугодии 2021-го были ниже уровня прошлого года. Вместе с тем необходимо отметить, что уже в июне была зафиксирована тенденция к росту цен, а кроме того, в конце июня многие операторские компании получили ценовые предложения на июль и август 2021-го, согласно которым цена, например, на цельнокатаное колесо должна увеличиться на 12%, а на колесную пару СОНК – на 7%. Указанные увеличения связаны с дефицитом колес из-за закрытия российского рынка для производителей с Украины, а также с общим повышением цен на металлы, отметили аналитики СОЖТ.

Полный текст Обзора доступен на сайте СОЖТ по ссылке.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions