+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.02.2023 10:55:17
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Нефтеперевозки на РЖД ушли вниз

В 2022 году погрузка нефти и нефтепродуктов на РЖД составила около 216 млн т, что незначительно хуже прошлогоднего результата, всего на 0,7%. Однако если взглянуть на динамику перевозок за последние месяцы, то отчетливо виден сложившийся тренд: в IV квартале на сети по указанному показателю оказался практически нивелирован тот позитив, который был накоплен зимой и в отдельные месяцы теплого сезона.
Поначалу погрузку поддерживали светлые нефтепродукты, но и в этом сегменте резервы практически иссякли. По данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», в декабре 2022 года картина выглядела мрачной практически по всем позициям. Экспорт просел, за исключением бензина и нефти, где был отмечен рост соответственно на 1/5 и в 1,9 раза по сравнению с декабрем 2021-го.

Правда, доли экспорта и сырой нефти, и бензина по сравнению с объемами внутренних отправок на сети традиционно незначительные и особой погоды не сделали. Немного позитива прибавили внутренние перевозки дизтоплива, что неудивительно в связи с зимней активизацией проведения спецоперации на Украине.

А в остальном – вниз железнодорожные перевозки потянули мазут (-6%), керосин (-16%) и прочие светлые нефтепродукты (-17%), основную часть которых составляет, как правило, нафта. Достаточно неприятным выглядит провал в декабре по такой позиции, как минеральные масла и смазки. Конечно, их долю нельзя назвать существенной в суммарном объеме перевозок. И все же спад в их экспорте почти двукратный, да и внутренние перевозки сократились на 12%.

Топливо с дисконтом

В СМИ в декабре активно обсуждалась тема о том, что производители в последние месяцы перед вступлением в силу нового пакета санкций против российских энергоносителей спешили как можно больше отправить нефтегрузов на экспорт. Однако железнодорожная статистика указывает, что предположения агентства Bloomberg в данном случае не оправдались.

По сути, о заметных объемах поставок по РЖД имеет смысл говорить лишь в отношении вывоза бензина. Экспорт из РФ таких традиционных продуктов, как дизтопливо и нафта, например, в декабре сократился еще до начала действия запретов. Аналогично можно сказать и о мазуте, что, собственно, и увело железнодорожную погрузку нефти и продуктов ее переработки вниз.

Западные аналитики также поспешили с предположениями о том, что в данном случае РФ продает свою продукцию с дисконтом. Таким образом, был сделан вывод, что российские нефтяники цепляются за европейский рынок. Потому и согласны продавать дешевле.

Прайсы на нефть

Однако есть и другая точка зрения. Прайсы на российскую нефть следует сравнивать с эталонной стоимостью с поправкой на поставки по контрактам FOB. По ним работают в Приморске. Между тем Brent отгружают, как правило, по контрактам CIF. Это предполагает, что продавец берет на себя затраты на страхование груза и фрахт танкеров, а право собственности на нефть переходит к покупателю уже в порту ее отгрузки.

Иными словами, контракт FOB фиксирует в сделке с продавцом не все затраты. Кроме того, в него могут быть включены дополнительные расходы, которые берет на себя организатор перевозки, если груз следует через третьи страны. Итоговая цена оказывается гораздо выше. Например, при продаже в Индию цена Urals по CIF в начале января 2023 года составляла около $52,5 за баррель, отметил аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин.

Вместе с тем российские специалисты считают, что предложение российской нефти и продуктов ее переработки на мировом рынке в 2023 году уменьшится как под влиянием трансформации логистики, так и из-за сокращения добычи сырья.

«Мы ожидаем, что после вступления в силу европейских санкций экспорт нефтепродуктов из России в начале 2023 года может упасть на 30% в годовом исчислении, при этом главные сложности возможны с экспортом российского дизтоплива и нафты», – предположил главный директор по энергетическому направлению, руководитель энергетического департамента фонда «Институт энергетики и финансов» Алексей Громов. По его словам, глубина падения поставок будет зависеть от способности РФ расширить возможности по транспортировке российских углеводородов в восточном направлении, включая как строительство новых трубопроводов, так и расширение провозных мощностей РЖД и портовой инфраструктуры.

Участники рынка полагают, что России организовать морской экспорт трубопроводной нефти будет проще, чем внести поправки в мультимодальные цепочки поставок нефтепродуктов. Между тем доля мазута, дизтоплива и нафты в структуре перевозок на РЖД – 65,5%. И от этого объема на экспорт идет около 3/4 от всех железнодорожных отправок мазута и нафты, трети – дизтоплива.

Риски снижения погрузки указанных номенклатур в 2023 году вырисовываются весомыми, из-за чего ожидаемое снижение суммарной погрузки нефти и нефтепродуктов может превысить и 10% по сравнению с 2022-м, полагают участники логистического рынка. Однако банковские аналитики смотрят на перспективы для российских экспортеров достаточно оптимистично.

Александр Солнцев

Тему, поднятую в публикации, намечено подробно осветить в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций», который проводит РЖД-Партнер 2 марта 2023 года.

Полные версии материалов, а также другие интересные публикации читайте в новом номере журнала РЖД-Партнер – № 1–2 (485–486)! 

Подписывайтесь на издания РЖД-Партнер и будьте в курсе событий транспортного рынка!
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions