В феврале количество контейнерных поездов с полувагонами с Дальнего Востока должны увеличить до 5 пар в сутки. Кроме того, Минтранс России намерен продлить введенную в ноябре меру о назначении трех пар дополнительных контейнерных поездов в сутки на Дальнем Востоке до конца текущего года. При этом гарантированные объемы угля планируется вывезти за счет увеличенных мощностей Восточного полигона.
Сохранить и приумножить
В ходе совещания президента РФ Владимира Путина с членами правительства глава Минтранса России Виталий Савельев доложил, что при принятии такого решения сохранятся гарантированные объемы вывоза угля из Кузбасса, Хакасии, Якутии, Тувы и Бурятии «как раз за счет дополнительных мощностей Восточного полигона».
По данным Минтранса, в декабре прошлого года среднесуточный вывоз контейнеров с импортными грузами железнодорожным и автомобильным транспортом составил 3713 TEU, что на 8,8% выше ноября.
Как сообщил В. Савельев, для стимулирования контейнерных перевозок и увеличения числа поездов до пяти в феврале продлена скидка к тарифу на перевозку контейнеров в полувагонах до конца 2023 года.
Для примера – в декабре были достигнуты рекордные суточные показатели в части вывоза контейнеров железнодорожным транспортом: 4318 контейнеров, из них 1088 контейнеров в полувагонах. Что касается технологии погрузки в полувагонах, ранее первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Кобзев отмечал, что ежедневно с Дальнего Востока так отправляется уже около 1 тыс. TEU.
«Погрузка контейнеров в полувагоны – это эффективное и долгосрочное решение. При изменившихся грузопотоках данная технология позволяет сгладить дисбалансы и повысить эффективность использования вагонов и инфраструктуры. Ряд операторских компаний уже включились в работу по поиску долгосрочных технических решений для таких перевозок», – говорил он.
Для того чтобы обеспечивать надежное крепление контейнера в полувагоне, РЖД планируют развивать и свои контейнерные площадки, включая приобретение ричстакеров, автомобильных контейнеровозов, а также организацию работы дополнительных маневровых локомотивов.
Минтранс намерен вместе с операторами и РЖД в 2023 году обеспечить среднесуточные показатели вывоза контейнеров на уровне 4100–4300 контейнеров в сутки. «Те мероприятия, которые мы уже реализовали и которые планируем к реализации в ближайшее время, позволят увеличить объем контейнеров в 2023 году более чем на 60% к объему 2022-го», – доложил министр.
К середине апреля ведомство планирует подготовить мероприятия, которые обеспечат ежесуточные отправки Дальнему Востоку контейнеров в объеме 6–6,5 тыс.
Не все так однозначно
В планах чиновников и РЖД – фактически компенсировать объемы перевалки, ранее осуществляемой на Северо-Западе страны. Предпосылок к падению спроса на услуги ввоза и вывоза через порты Дальнего Востока власти не видят.
С этой позицией согласна и часть экспертов. Например, директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров, называет продление меры о назначении дополнительных контейнерных поездов в сутки на Дальнем Востоке правильной с учетом сложившихся обстоятельств. «Контейнерный импорт достаточно важен, так как с помощью контейнеров перевозится все больше и больше грузов, и сейчас нужно использовать любые возможности, если есть спрос на перевозку контейнеров в полувагонах», – говорит он.
Напомним, что по сообщению вице-премьера страны Александра Новака, экспорт угля сократился в годовом выражении на 7,6%. При этом поставки на внутренний рынок возросли на 6,8%. Объем добычи угля вырос лишь на 0,3%, до 442 млн т.
Сегодня в выдерживании паритета между импортом и экспортом видит задачу государства исполнительный директор косметической компании «МейТан» Игорь Хильчук. Введение дополнительных поездов он считает не просто необходимой, а обязательной и даже недостаточной мерой, поскольку надо больше трех для того, чтобы нормализовать поставки (сократить сроки) с Дальнего Востока по всей России.
О том, что нельзя жертвовать экспортом угля при важности замещения импорта, высказывается и аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. «В наступившем году ожидается увеличение спроса на энергоресурсы в Китае на фоне отмены большинства антиковидных ограничений. Следовательно, прогнозируется увеличение спроса на перевозки в восточном направлении. Однако имеются некоторые предпосылки для его падения, в частности санкционные риски для третьих стран», – говорит он.
Вместе с тем другие эксперты рынка обращают внимание на то, что популярность отгрузки контейнеров в полувагоны проходит. Возможность отгружать контейнеры в полувагоны во многом помогла в высокий сезон, когда участники рынка испытывали нехватку фитинговых платформ на Дальнем Востоке. «Сейчас их популярность проходит: перевозчики закупают платформы, скоро начнется сезонный спад объемов перевозок на этом направлении (февраль – апрель)», – говорит национальный менеджер по интермодальным транспортировкам Noytech Supply Chain Solutions Федор Токарев.
Еще в конце прошлого года генеральный директор АО «Евросиб СПб – транспортные системы» Иван Атемасов высказывался о необходимости сквозного планирования контейнерных перевозок. Загрузки портовой и терминальной инфраструктуры, движение контейнерного парка – все это должно быть взаимоувязано в одном контуре планирования как в рамках отдельной страны или полигона, так и в межстрановом отношении, полагает он. Текущие решения же, с одной стороны, привели к увеличению количества оборотов через восточные сухопутные и морские погранпереходы, с другой стороны, сформировали определенный дисбаланс на рынке.
Восточный приоритет
На фоне санкций и логистических ограничений в прошлом году возник повышенный спрос на отправки грузов в восточном направлении. В итоге было отправлено 152,9 млн т грузов (+5,4%). Отправки угля увеличились на 7,4%.
«В ближайшее время (до конца 2023 г.) в условиях разрыва логистических цепочек в европейском направлении предпосылки для падения спроса на перевозки в восточном направлении отсутствуют. Скорее, наоборот, объемы будут возрастать», – рассуждает заведующий кафедрой безопасности РАНХиГС Санкт-Петербург, д. э. н. Александр Дмитриев.
По его словам, этому способствует развитие железнодорожной инфраструктуры в китайском направлении, в частности запуск движения по железнодорожному мосту Нижнеленинское – Тунцзян, развитие автомобильных перевозок по мосту через Амур между Благовещенском и Хэйхэ, строительство логистического терминала на территории опережающего развития «Надеждинская», порта Эльга на побережье Охотского моря и другие проекты.
А в ИПЕМ напоминают, что в II полугодии 2022-го остро встала проблема скопления грузов в контейнерах в портах Дальнего Востока. И она обострилась в связи с дисбалансом между прибытием экспортных и отправлением импортных контейнеров.
Всего в 2022 году в восточном направлении было проведено 16 тыс. поездов массой 7,1 тыс. т, начались пропуски сдвоенных составов массой 14,2 тыс. т. И по итогам 2022-го провозная способность Восточного полигона
достигла 158 млн т.
Сейчас работы на БАМе и Транссибе продолжаются, и недавно
были расширены «ворота» Восточного полигона.
Но в 2023 году нагрузка на Восточный полигон будет только увеличиваться, пропускных и провозных способностей всем пользователям услуг будет недостаточно, говорит ведущий эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожных грузовых перевозок ИПЕМ Ольга Джаран.
Стимулирование экономики Китая может способствовать росту объемов перевозок в восточном направлении. Однако в этом случае наличие ограничений в пропускной способности железной дороги может ограничить этот рост, резюмируют участники рынка транспортных услуг.
Автор: Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.