+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.01.2023 13:28:13
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Наращивание перевозок контейнеров по Восточному полигону: рост объемов вывоза или новый дисбаланс?

В феврале количество контейнерных поездов с полувагонами с Дальнего Востока должны увеличить до 5 пар в сутки. Кроме того, Минтранс России намерен продлить введенную в ноябре меру о назначении трех пар дополнительных контейнерных поездов в сутки на Дальнем Востоке до конца текущего года. При этом гарантированные объемы угля планируется вывезти за счет увеличенных мощностей Восточного полигона.

Сохранить и приумножить

В ходе совещания президента РФ Владимира Путина с членами правительства глава Минтранса России Виталий Савельев доложил, что при принятии такого решения сохранятся гарантированные объемы вывоза угля из Кузбасса, Хакасии, Якутии, Тувы и Бурятии «как раз за счет дополнительных мощностей Восточного полигона».

По данным Минтранса, в декабре прошлого года среднесуточный вывоз контейнеров с импортными грузами железнодорожным и автомобильным транспортом составил 3713 TEU, что на 8,8% выше ноября.

Как сообщил В. Савельев, для стимулирования контейнерных перевозок и увеличения числа поездов до пяти в феврале продлена скидка к тарифу на перевозку контейнеров в полувагонах до конца 2023 года.

Для примера – в декабре были достигнуты рекордные суточные показатели в части вывоза контейнеров железнодорожным транспортом: 4318 контейнеров, из них 1088 контейнеров в полувагонах. Что касается технологии погрузки в полувагонах, ранее первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Кобзев отмечал, что ежедневно с Дальнего Востока так отправляется уже около 1 тыс. TEU.

«Погрузка контейнеров в полувагоны – это эффективное и долгосрочное решение. При изменившихся грузопотоках данная технология позволяет сгладить дисбалансы и повысить эффективность использования вагонов и инфраструктуры. Ряд операторских компаний уже включились в работу по поиску долгосрочных технических решений для таких перевозок», – говорил он.

Для того чтобы обеспечивать надежное крепление контейнера в полувагоне, РЖД планируют развивать и свои контейнерные площадки, включая приобретение ричстакеров, автомобильных контейнеровозов, а также организацию работы дополнительных маневровых локомотивов.

Минтранс намерен вместе с операторами и РЖД в 2023 году обеспечить среднесуточные показатели вывоза контейнеров на уровне 4100–4300 контейнеров в сутки. «Те мероприятия, которые мы уже реализовали и которые планируем к реализации в ближайшее время, позволят увеличить объем контейнеров в 2023 году более чем на 60% к объему 2022-го», – доложил министр.

К середине апреля ведомство планирует подготовить мероприятия, которые обеспечат ежесуточные отправки Дальнему Востоку контейнеров в объеме 6–6,5 тыс.

Не все так однозначно

В планах чиновников и РЖД – фактически компенсировать объемы перевалки, ранее осуществляемой на Северо-Западе страны. Предпосылок к падению спроса на услуги ввоза и вывоза через порты Дальнего Востока власти не видят.

С этой позицией согласна и часть экспертов. Например, директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров, называет продление меры о назначении дополнительных контейнерных поездов в сутки на Дальнем Востоке правильной с учетом сложившихся обстоятельств. «Контейнерный импорт достаточно важен, так как с помощью контейнеров перевозится все больше и больше грузов, и сейчас нужно использовать любые возможности, если есть спрос на перевозку контейнеров в полувагонах», – говорит он.

Напомним, что по сообщению вице-премьера страны Александра Новака, экспорт угля сократился в годовом выражении на 7,6%. При этом поставки на внутренний рынок возросли на 6,8%. Объем добычи угля вырос лишь на 0,3%, до 442 млн т.

Сегодня в выдерживании паритета между импортом и экспортом видит задачу государства исполнительный директор косметической компании «МейТан» Игорь Хильчук. Введение дополнительных поездов он считает не просто необходимой, а обязательной и даже недостаточной мерой, поскольку надо больше трех для того, чтобы нормализовать поставки (сократить сроки) с Дальнего Востока по всей России.

О том, что нельзя жертвовать экспортом угля при важности замещения импорта, высказывается и аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. «В наступившем году ожидается увеличение спроса на энергоресурсы в Китае на фоне отмены большинства антиковидных ограничений. Следовательно, прогнозируется увеличение спроса на перевозки в восточном направлении. Однако имеются некоторые предпосылки для его падения, в частности санкционные риски для третьих стран», – говорит он.

Вместе с тем другие эксперты рынка обращают внимание на то, что популярность отгрузки контейнеров в полувагоны проходит. Возможность отгружать контейнеры в полувагоны во многом помогла в высокий сезон, когда участники рынка испытывали нехватку фитинговых платформ на Дальнем Востоке. «Сейчас их популярность проходит: перевозчики закупают платформы, скоро начнется сезонный спад объемов перевозок на этом направлении (февраль – апрель)», – говорит национальный менеджер по интермодальным транспортировкам Noytech Supply Chain Solutions Федор Токарев.

Еще в конце прошлого года генеральный директор АО «Евросиб СПб – транспортные системы» Иван Атемасов высказывался о необходимости сквозного планирования контейнерных перевозок. Загрузки портовой и терминальной инфраструктуры, движение контейнерного парка – все это должно быть взаимоувязано в одном контуре планирования как в рамках отдельной страны или полигона, так и в межстрановом отношении, полагает он. Текущие решения же, с одной стороны, привели к увеличению количества оборотов через восточные сухопутные и морские погранпереходы, с другой стороны, сформировали определенный дисбаланс на рынке.

Восточный приоритет

На фоне санкций и логистических ограничений в прошлом году возник повышенный спрос на отправки грузов в восточном направлении. В итоге было отправлено 152,9 млн т грузов (+5,4%). Отправки угля увеличились на 7,4%.

«В ближайшее время (до конца 2023 г.) в условиях разрыва логистических цепочек в европейском направлении предпосылки для падения спроса на перевозки в восточном направлении отсутствуют. Скорее, наоборот, объемы будут возрастать», – рассуждает заведующий кафедрой безопасности РАНХиГС Санкт-Петербург, д. э. н. Александр Дмитриев.

По его словам, этому способствует развитие железнодорожной инфраструктуры в китайском направлении, в частности запуск движения по железнодорожному мосту Нижнеленинское – Тунцзян, развитие автомобильных перевозок по мосту через Амур между Благовещенском и Хэйхэ, строительство логистического терминала на территории опережающего развития «Надеждинская», порта Эльга на побережье Охотского моря и другие проекты.

А в ИПЕМ напоминают, что в II полугодии 2022-го остро встала проблема скопления грузов в контейнерах в портах Дальнего Востока. И она обострилась в связи с дисбалансом между прибытием экспортных и отправлением импортных контейнеров.

Всего в 2022 году в восточном направлении было проведено 16 тыс. поездов массой 7,1 тыс. т, начались пропуски сдвоенных составов массой 14,2 тыс. т. И по итогам 2022-го провозная способность Восточного полигона достигла 158 млн т. 

Сейчас работы на БАМе и Транссибе продолжаются, и недавно были расширены «ворота» Восточного полигона. 

Но в 2023 году нагрузка на Восточный полигон будет только увеличиваться, пропускных и провозных способностей всем пользователям услуг будет недостаточно, говорит ведущий эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожных грузовых перевозок ИПЕМ Ольга Джаран.

Стимулирование экономики Китая может способствовать росту объемов перевозок в восточном направлении. Однако в этом случае наличие ограничений в пропускной способности железной дороги может ограничить этот рост, резюмируют участники рынка транспортных услуг.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions