+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.12.2020 16:00:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Крымская железная дорога вступила в битву за грузы

Открытие грузового движения по железнодорожной составляющей Крымского моста состоялось 30 июня 2020 года. И хотя положительная динамика объемов перевозок в сообщении с полуостровом обозначилась (на фоне низкой базы) с первых же месяцев, предприятие не может похвастаться серьезными успехами – грузы с материка прибывают на полуостров преимущественно на автомобильном транспорте, и переломить эту ситуацию КЖД пока не в силах.
Победы есть, но какие?
С первоочередным открытием грузового автомобильного движения по Крымскому мосту железнодорожный транспорт существенно утратил позиции в перевозке строительных грузов, цемента, каменного угля и черных металлов, возросла интенсивность переключения объемов грузовых перевозок на автомобильный транспорт, сообщил РЖД-Партнеру представитель ФГУП «Крымская железная дорога». 

За июль – ноябрь 2020-го по Крымскому мосту перевезено 855,9 тыс. т грузов, что на 46% выше показателей I полугодия текущего года. Погрузка грузов на станции сети железных дорог Российской Федерации увеличилась на 24% за счет увеличения объемов перевозок сборных грузов на 66%, химикатов – на 33%. Также на материк поставляются метизы, соль, грузы в контейнерах. Всего погружено 113,8 тыс. т. За 5 месяцев 2020 года по мостовому переходу через Керченский пролив на станции ФГУП «Крымская железная дорога» прибыло 742,1 тыс. т грузов. Рост перевозок составил 51% к I полугодию.

Основное увеличение перевозок приходится на строительные грузы и цемент, следующие на объекты строительства инфраструктуры Республики Крым и Севастополя в рамках федеральных целевых программ, а также перевозки зерновых культур для нужд полуострова и на экспорт через крымские порты. Железнодорожные поставки строительных грузов увеличились в 10 раз (с 20,4 тыс. т в 2019 г. до 196,8 тыс. т в 2020 г.), зерна – в 4 раза (с 5,8 тыс. до 25 тыс. т). Прибытие нефтепродуктов увеличилось на 40%, лесных грузов – на 12%. Возобновились перевозки цемента – они не осуществлялись после открытия грузового автомобильного движения по Крымскому мосту. Самым востребованным грузом железнодорожники называют щебень, который разгружают на станциях Евпатория-Товарная, Керчь, Айвазовская, Бахчисарай.

Однако власти, конечно, ожидали гораздо большего экономического эффекта от запуска грузового движения через Крымский мост по железной дороге: в разное время пророчили и «второе рождение» экономики полуострова, и существенное снижение цен на товары и топливо. Однако пока позитивных изменений не видно – хозяйство региона в упадке, а цены продолжают расти.

Где же грузы?
Председатель комитета по строительству и транспорту парламента Крыма Леонид Бабашов этой осенью сообщил, что одним из камней преткновения в переходе грузопотока на новые рельсы является цена. «Стоимость перевозки не устраивает крупных игроков строительной и других отраслей. Таким образом, пока крупным компаниям дешевле оплачивать все налоги и сборы и возить грузы по трассе», – пояснил он.

Представитель КЖД, в свою очередь, отметил, что везти грузы на полуостров стало дешевле «за счет снижения тарифа путем расчета провозной платы за общее расстояние перевозки и исключения из логистической схемы морского перевозчика». Однако то, что возить груз стало дешевле, чем через переправу, не значит, что железная дорога готова конкурировать на том же поле с авто. Да и перспективы снижения платы за провоз груза пока туманны – стоимость проезда по Крымскому мосту установлена тарифным руководством ОАО «РЖД», а ФГУП «КЖД» придерживается аналогичных расценок на свои услуги на его основании.

Еще одно слабое место железных дорог Крыма – изношенная инфраструктура. В 2020 году капитальному ремонту подверглось больше 200 км путей, и это можно назвать только началом реально требуемой модернизации. Для ремонтных работ в 2021-м Крымская железная дорога уже закупила 63 км новых рельсов.

Кроме того, работа с мультимодальными отправлениями на полуострове ограничена отсутствием системы складских терминалов и крупных транспортно-логистических центров, напомнил д. т. н. и действительный член Российской академии транспорта Михаил Якимов.

Следует также понимать, что Крымский полуостров – это не транзитная территория, объем грузов здесь ограничен и зависит только от потребностей экономики самого региона, а развитие экономики – это процесс гораздо более длительный, чем строительство транспортных связей, подчеркнул М. Якимов. Да и составы, прибывающие на полуостров из России, фактически нечем загружать в обратный путь.

В целом эксперты предпочитают пока воздерживаться от резких оценок. М. Якимов напомнил, что железнодорожный Крымский мост – это абсолютно новая транспортно-коммуникационная связь, которой требуется время на развитие.

А старший преподаватель Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Борис Пивовар считает, что основная трудность с насыщением КЖД грузами – это проблема с COVID-19. «Весь мир стагнирует, и Россию этот процесс не обошел стороной. Потенциал роста у КЖД существенен, но он не сможет реализоваться, если не будут сняты ограничения, а экономический процесс не будет запущен в полную силу», – пояснил он.

Пандемия действительно повлияла на то, что многие предсказания не сбылись, – спрос на большую часть продукции упал, стройки на какой-то период были приостановлены. Да и цены на топливо, которым пророчили серьезное падение, сразу после пуска железнодорожного грузового движения выросли – этот момент совпал с очередным подорожанием горючего на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. «Я склонен полагать, что в послепандемическом мире рост грузоперевозок произойдет в кратно большем размере. Все равно экономика не стоит на месте и продолжает развиваться, поэтому строительство инфраструктуры должно быть продолжено, что, в свою очередь, стимулирует развитие грузоперевозок», – дал свой прогноз в связи с этим Б. Пивовар.

Впрочем, несмотря на все сложности, КЖД продолжает работу. Как уточнили в компании, стратегической задачей на 2021 год для них является восстановление грузовой базы и дальнейшее увеличение объемов перевозок. Делать это железнодорожники планируют за счет трех факторов – переключения грузов с автомобильного транспорта, дальнейшего задействования потенциала дороги в реализации федеральных целевых программ и использования потенциала крымских портов в грузовых перевозках. Прогноз грузовых перевозок ФГУП «КЖД» на 2021 год – 6 млн т, 207% к 2020 году (2,9 млн т). Однако реалистична ли эта цифра, покажет время.

Полную версию материала читайте в № 24 журнала РЖД-Партнер.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions