Операторы ведут себя по-разному, хотя в целом их ставки пока устраивают отправителей, так как тренд на их снижение все-таки становится явным.
«Ставки операторов значительно уменьшились. Все стоит, и поэтому операторы предоставляют отличную цену. Даже думать не стоит о том, что может быть дешевле», – заметил представитель цементного завода. Как добавил представитель сегмента нерудных строительных материалов, в сентябре ставки опустились на 3–5% к предыдущему месяцу и на 15% к июню.
Впрочем, по мнению другого респондента, в целом это пагубная для страны ситуация, когда подвижной состав в профиците и все тупики им забиты, поскольку вагонов больше, чем грузов. Но, как ни странно, вагоны эти доступны отнюдь не всем.
«Это даже неожиданно: вагоны где-то есть, но они стоят и не в обороте, – удивляется представитель строительного сектора. – Даже в Кузбассе испытывают сложности с подачей вагонов, что тут говорить про других». Да, стоимость услуг компаний-операторов снижается, согласился он, но все сводится к колебаниям ставок на споте. Сервисные контракты стоят на месте, там ставки почти не меняются – разве только чуть-чуть ниже, чем были летом, но дальше не падают.
С учетом вышесказанного часть респондентов не стали менять оценку по данному критерию исследования, мотивируя это тем, что баланс на рынке пока не найден, потому что, с одной стороны, движение к профициту вагонов есть, но с другой – ставки недостаточно динамично двигаются вниз. (Кстати, одной из причин вялого сползания называется высокая стоимость ремонта из-за подорожания запчастей, что негативно отражается на экономике операторских компаний.) «Ставки остались выше, чем мы ожидали, исходя из оценки профицита полувагонов, – подтвердил респондент. – На самом деле вагонов в избытке. Есть и недорогие, но не всегда нам их дают по таким ценам. По сути, для нас ставки не снизились, а просто остались на прежнем уровне».
При этом ряд крупных операторов, установив планку в начале года, все еще не хотят смотреть на рынок, невзирая на падение и самого ассортимента, и необходимости в нем, пожаловался один из отправителей лесных грузов. «В декабре заканчивается срок действия договоров, их нужно будет либо пролонгировать, либо закрывать. Именно новый год покажет, насколько гибки наши операторы», – отметил он. Впрочем, другой представитель лесного сектора сообщил о снижении ставок к уровню II квартала на 5%.
Многие грузоотправители удивляются, что, несмотря на профицит универсального парка, ставка корректируется очень странно, рывками. Например, в Уральском регионе Первая грузовая компания в августе подняла ставку на полувагоны под строительные грузы до 55% по сравнению с Прейскурантом № 10-01, но в течение месяца снизила ее до 40%, рассказал респондент. «Похоже, что сначала крупные операторы норовят выставить цены подороже, но когда недополучают заказов, то снижают», – высказал предположение представитель строительного сектора.
Основные игроки, которые дают +45% к прейскуранту, по мнению респондентов, находятся не в рынке. При этом малые операторы дают ставку на уровне +30%. Они традиционно реагируют на рынок быстрее и ведут себя очень гибко, в отличие от крупных компаний. Однако и последние, по словам респондентов, начинают осознавать текущую реальность, хотя динамика движения цен вниз пока объективно не столь заметна, как хотелось бы.
Особенно жалуются грузовладельцы, работающие со специализированным подвижным составом, поэтому начинают изучать вопрос о переходе на автотранспорт.
Выказывали недовольство и угольщики, говоря о дорогой перевозке порожнего подвижного состава: «Это приводит к повышению ставок на предоставление вагонов собственниками парка. В течение года ставка или оставалась на прежнем уровне, или незначительно снижалась, но это не соответствует уровню цен на угольную продукцию».
Как поведут себя компании-операторы в следующем году и чего ожидать грузовладельцам – эти и другие вопросы будут обсуждаться на предстоящей XVII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», организатором которой традиционно выступает журнал РЖД-Партнер.
Подробности по ссылке.
Индекс качества – ежеквартальное исследование журнала РЖД-Партнер по оценке потребителями качества продуктов и услуг, ценовой политики, дополнительных сервисов и специальных предложений на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом.
По результатам анкетирования проводится расчет Индекса общего уровня удовлетворенности качеством услуг на основе среднего арифметического (простого). Данным индексом обобщаются мнения респондентов по критериям, относящимся к качеству сервиса, оказываемого клиентам железнодорожного транспорта.
В исследовании принимают участие 100 респондентов. Сбор данных выполняется в форме анкетирования и интервьюирования.
В рамках проведения исследования сформирована экспертная группа, задачей которой является анализ прозвучавших мнений и наблюдаемых тенденций.
Ознакомиться с сокращенной версией исследования можно здесь.