+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.09.2021 10:28:18
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Эволюция контейнеров: на сети РЖД неминуемо развитие контейнерных перевозок

В России, согласно статистике, доля контейнеризации на железнодорожной сети ничтожно мала – всего 10,8%. Между тем доля США – более 51%, Европы – 17,9. Даже Индия (ее доля контейнеризации превышает 16%) обгоняет Россию. О том, что мешает развитию контейнеризации России и как не проскочить точки роста на пути, обсуждали и на международном логистическом форуме «Контейнерный потенциал России: MORE роста».
Драйвер рынка

Эксперты рынка заявляют, что ключевой драйвер роста российского рынка – контейнеризация, она должна к 2024 году нарастить объемы на 1,1 млн ДФЭ. Причем контейнеризация уже в России уже началась, и она идет, но в настоящий момент уровень ее значительно низкий, говорит вице-президент ПАО «ТрансКонтейнер» Сергей Мухин.

«Если груз хоть один раз был контейнеризирован, то он контейнеризирован навсегда. Наибольший потенциал у химико-фармацевтических грузов, а также парфюмерно-косметической промышленности – их объем можно увеличить более 20%, а вот мясную промышленность возможно увеличить лишь на 15%», – объясняет эксперт.

Сегодня две трети мирового контейнерного грузопотока генерируют страны АТР. Главный поставщик грузов – Китай. На его долю приходится 66% всего грузооборота. Для сравнения, на долю Северной Европы приходится 9%.

«Еще несколько лет назад фраза «за контейнерами будущее» была просто дежурной фразой. Но сегодня то будущее, о котором говорили, наконец наступило. Мы все видим рост контейнерооборота. Порты отказываются от угля, а наращивают оборот контейнеров. Рост перевалки, если позволите, бешеный. И я надеюсь, что темп не только сохранится, но и рост объемов продолжится и увеличится», – продолжает эксперт.

Общий мировой объем переработки контейнеров в портах сейчас наращивается среднегодовым темпом в 8,4 млн ДФЭ. Сейчас он достиг показателя в 792,8 млн ДФЭ. Для сравнения, 20 лет назад он был на уровне всего 363 млн ДФЭ. Чтобы понять темпы роста, достаточно сравнить с показателями 90-х годов прошлого века. Тогда объем переработки был на уровне в 259 млн ДФЭ.

РЖД как тормоз эволюции

Эксперты подсчитали, что в ближайшую пятилетку контейнерооборот вырастет на 23%, до 7 млн ДФО. Огромнейший потенциал роста – в транзите, только он к 2024 году даст к объему грузооборота до 1,7 млн ДФО. Эксперты ссылаются на статистику: объем транзитных контейнерных перевозок в 2020 году составлял 5,8 млн ДФО.

«Рост будет. И он будет органическим, соотносимым с темпами роста экономики», – говорит С. Мухин. Росту грузооборота способствует, в частности, активная контейнеризация морских экспедиционно-импортных перевозок. А теперь контейнеризация будет способствовать развитию железнодорожной сети, кроме того, она уже началась, с момента старта железнодорожного транзита Индия – Китай. Современный грузоотправитель рублем голосует на контейнеры, потому что они гарантируют сохранность груза, да и тарифные преференции способствуют наращиванию объемов. Сейчас уже идет переток с автотранспорта на железнодорожную сеть ввиду введения инфраструктурных платежей и увеличения регуляторных ограничений к автоперевозчикам.

«Но контейнеризации не способствует структура экономики России – здесь преобладают насыпные и наливные грузы. Это в основном сырьевой экспорт», – констатирует С. Мухин.

Кроме того, железнодорожная сеть находится в высокой стадии конкурентной борьбы с автоперевозчиками. Особенно острая стадия борьбы в европейской части РФ.

«Да и инфраструктура на подъездных путях создавалась под перевозку в крытых вагонах. Поэтому сейчас необходимо всю инфраструктуру модернизировать», – продолжает Мухин.

Кроме того, тарифная политика РЖД не способствует переходу грузов – стоимость транспортировки контейнеров крайне высокая по сравнению с перевозками в вагонах по отдельным категориям потенциально контейнерных грузов (энергетические газы, растительное масло, зерно и др.).

«Нужна поддержка РЖД в плане стимуляции перевозки новых грузов. Было много исследований, доказывающих эффективность контейнеров по сравнению с другими составами по продвижению по сети, но пока полный переход не состоялся. Уверен, коллективный разум сложится так, что через 5 лет увидим, что контейнеризация близка к 100%», – отмечает эксперт.

Эксперты приводят расчеты контейнеризации на примере зерна. Потенциал контейнеризации этой номенклатуры – 10%. Потенциал роста – 260 тыс. ДФЭ. Контейнеризация алюминия – 70%, потенциал роста – 75 тыс. ДФЭ.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions