+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.03.2018 12:54:23
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – февраль 2018 г.)

По данным Ассоциации морских торговых портов РФ, в январе  – феврале 2017 года грузооборот морских портов России увеличился на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 114,8 млн т. С начала текущего года грузооборот составил 121,71 млн т, что на 4,4% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Динамика ниже, чем в прошлом году, но остается положительной. В 2018 году общий грузооборот морских портов, по прогнозам Минтранса России, превысит 800 млн т.
Аутсайдеры рвутся в лидеры

Лидерами по темпам прироста грузооборота стали порты Каспийского и Арктического бассейнов. Самые холодные порты нарастили грузооборот на 21,9%, до 12,7 млн т. Во многом за счет перевалки наливных грузов, однако объем перерабатываемых сухих грузов также показал рост: 8,2 млн т (+25,2%) и 4,5 млн т (+16,4%) соответственно. Сабетта и Кандалакша за 2 месяца показали двукратный рост грузооборота. Так, порт Сабетта в январе – феврале 2018 года нарастил объем перевалки на 215,3%, до 1,9 млн т. А стивидоры порта Кандалакша – на 229,7%, до 0,3 млн т. Обе гавани специализируются на перевалке наливных номенклатур.

Порты Каспия впервые за долгое время демонстрируют положительную динамику. Причем увеличилась перевалка как сухих грузов до 0,47 млн т (+14,1%), так и наливных – 0,38 млн т (рост в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2017 г.). За 2 месяца 2018 года общий грузооборот всех 14 операторов морских терминалов Каспийского бассейна увеличился до 851,1 тыс. т, что на 58% выше, чем за аналогичный период 2017-го. В итоге порты Каспийского бассейна стали лидерами по темпам прироста грузооборота. Рост показателей обусловлен трехкратным увеличение перевалки наливных грузов: с 127,9 тыс. т за 2 месяца прошлого года до 382,4 тыс. т по итогам января – февраля 2018-го. Объем перевалки сухогрузов также превзошел прошлогодние показатели – рост составил 14,1%, до 468,8 тыс. т. Более 50% процентов приходится на долю АО «Махачкалинский морской торговый порт». По динамике роста объемов перевалки грузов он стал абсолютным лидером среди российских портов на Каспии.

На Дальнем Востоке все спокойно Уверенный рост показателей и в этом году демонстрируют порты Дальневосточного бассейна. С начала года они обработали 29,6 млн т, что на 2,3% выше показателей прошлого года за аналогичный период. Из них объем перевалки сухих грузов составил 17,7 млн т (+ 7,9%), наливных грузов – 11,93 млн т (-5%). Малые порты региона демонстрируют наибольшие темпы роста грузопотока. Так, порт Зарубино с начала текущего года увеличил объем перевалки грузов на 89,6% по сравнению с январем – февралем 2017 года, до 50,3 тыс. т. Высокие темпы роста грузооборота демонстрируют и другие небольшие порты Дальнего Востока: Невельск – увеличение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 49,5%, до 345 тыс. т, Петропавловск-Камчатский – на 20,5%, до 210,7 тыс. т.

В целом же порты Дальневосточного бассейна с начала года обработали 29,6 млн т, что на 2,3% выше показателей прошлого года за аналогичный период. Из них объем перевалки сухих грузов составил 17,7 млн т (+ 7,9%), наливных грузов – 11,93 млн т (-5%).

Самый большой объем в регионе традиционно переваливают порт Восточный – 10,8 млн т, что выше уровня 2017 года на 1,6%, Ванино – 4,3 млн т (-0,4%), Владивосток – 3,1 млн т (+26,9%).

Битва титанов
Борьба за первое и второе место по объемам грузооборота между южными и северо-западными гаванями продолжается уже не первый год. Единственные гавани, которые уже по итогам двух месяцев демонстрируют отрицательную динамику, это порты Балтийского бассейна. Их грузооборот составил 38,7 млн т, что ниже уровня прошлого года на 3,7%. На общие результаты негативно повлияло падение перевалки наливных грузов на 13%, до 22,1 млн т. В то же время объем перевалки сухих грузов увеличился до 16,6 млн т, что выше января – февраля 2017 года на 12,3%. Если говорить о конкретных стивидорах, то практически в 3 раза увеличили показатели такие терминалы, как «Сельскохозяйственный производственный кооператив «Рыболовецкий колхоз «За Родину», в 2,5 – АО «Тетрамет», в 2 раза – ООО «Европейский серный терминал». Наибольшее снижение грузооборота произошло на ООО «Приморский торговый порт» – 31,6%, ПАО «Коммерческий центр, транспорт и лес» – 27,2%, ОАО «Калининградский МТП» – 20,8%.

Наибольший объем грузов по итогам двух месяцев работы перевали морские порты Азово-Черноморского бассейна. Их грузооборот составил 39,9 млн т, что на 9,3% выше, чем в январе – феврале 2017 года. Из них объем перевалки сухих грузов составил 16,1 млн т (+15,2%), наливных грузов – 23,8 млн т (+5,7%). Традиционно увеличили объем перевалки грузов операторы морских терминалов портов Новороссийск – до 24,4 млн т (+11,4%), Туапсе – до 4,4 млн т (+1,6%), Ростов-на-Дону – до 2 млн т (+44,8%). Снизились по отношению к аналогичному периоду прошлого года показатели стивидоры порта Кавказ – до 2,7 млн т (-10,5%), Тамань – до 2,2 млн т (-8,3%) и Керчь – до 1,2 млн т (-4,1%). Наибольшую динамику продемонстрировали небольшие порты бассейна: Таганрог увеличил объем переработки грузов на 66,5%, до 0,5 млн т, Севастополь – на 63,3%, до 0,2 млн т, Азов – на 43,8%, до 1 млн т, Темрюк – на 25,1%, до 0,5 млн т.

Контейнеропоток не остановить

Контейнерооборот портов России растет за счет импорта. По данным АСОП, за 2 месяца 2018 года этот показатель вырос по сравнению с аналогичным периодом 2017-го на 14,9%, до 771,2 тыс. TEU. Причем перевалка импортных контейнеров увеличилась на 17,1% и составила 343,1 тыс. TEU, и вновь их доля в структуре контейнерооборота портов превзошла экспортные отправки. За указанный период за рубеж было отправлено 316,76 тыс. TEU, что на 14% больше, чем за аналогичный период 2017 года. Каботаж увеличился на 12,6%, до 102,3 тыс. TEU. А транзит, напротив, сократился на 4,4%, до 9 тыс. TEU. Рефрижераторных контейнеров перевалено 80,14 тыс. TEU, что на 15,8% больше, чем в январе – феврале 2017-го. Как всегда, наибольший объем переработали порты российской Балтики. К тому же в январе – феврале 2018 года они нарастили перевалку контейнеров на 9,9%, до 372,17 тыс. TEU. Контейнерооборот Дальневосточного бассейна увеличился на 17,7%, до 236,99 тыс. TEU, Азово-Черноморского – на 26%, до 138,02 тыс. TEU, Арктического – на 12,2%, до 23,62 тыс. TEU. При этом порты Каспийского бассейна сократили перевалку контейнеров на 22,8%, до 359 TEU, хотя еще в прошлом году демонстрировали умеренный рост показателей.

Напомним, что контейнерооборот портов России по итогам января  – февраля 2017 года составил 668,27 тыс. TEU, что превышает аналогичный показатель 2016-го на 8,6%. Прошлый год, в отличие от 2015 и 2016 года стал успешным для данного сегмента отрасли. В минувшем году лидерами по темпам роста перевалки стали гавани Дальнего Востока (+24,2%). Сегодня еще большую динамику (+26%) демонстрируют южные порты.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions