Не менее сложная ситуация продолжает оставаться из-за обвала дамбы на канале имени Москвы. До сих пор не устранены образовавшиеся протечки воды в этом районе. Потери судоходных компаний от этой катастрофы оцениваются в 1 млн т грузов с доходами 1,5 млрд руб.
Наряду с этим практически прекращено движение пассажирских судов на Оке из-за задержки реконструкции Белоомутского шлюза имени Москвы.
Поручением президента России предусмотрено финансирование содержания внутренних водных путей из государственного бюджета по нормативам, утвержденным правительством РФ 2 декабря 2014 года с переходом на 100%-ное бюджетное финансирование с 2018 года. Это поручение в полном объеме не выполняется, что не позволяет использовать внутренние водные пути при полной загрузке грузоподъемности судов.
Вышеприведенные ограничения и нерыночные действия администрации РЖД, снизивших тариф на перевозку нефтеналивных грузов на параллельных водным путям маршрутах, резко снизили конкурентоспособность речного транспорта.
Усугубляет ситуацию перевозка нерудных строительных материалов автомобильным транспортом на большие расстояния, перевозка которых в предыдущие годы осуществлялась речными судами. Ведь очевидно, что автомобили в таком случае разрушают вновь построенные автомобильные дороги, созданные за счет федерального бюджета.
К сожалению, ни один орган государственного управления не обращает внимания на эту проблему.
Износ действующих речных судов продолжает увеличиваться. Частичное восполнение списанных судов происходит за счет строительства судов "река-море". Вместе с тем речные порты располагают парком судов, способных увеличить перевозки строительных грузов на 80–100 млн т в течение навигационного периода.
Перевозки нерудно-строительных материалов низкорентабельны, но увеличение объемов перевозок этих грузов дает портам возможность работать с рентабельностью от 2 до 5%, что позволяет сохранять кадровый состав экипажей судов.
Нужны решения для поддержки речного транспорта на уровне правительства РФ.
Автор: Александр Зайцев, президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ)
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.