+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.02.2022 09:05:20
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Морские перевозки снова подорожают

В связи с событиями на Украине в логистику поставок грузов морские перевозчики вносят коррективы. Они будут способствовать росту цен на сырье и увеличению стоимости транспортной составляющей, поскольку судовладельцы несут дополнительные риски и страховые расходы.
Основные события происходят на Юге. 24 февраля 2022 года с 4 ч. утра Россия временно приостановила судоходство в Азовском море до особого указания, сообщил пресс-секретарь Росморречфлота Алексей Кравченко. Основание – прибрежное предупреждение Минобороны России.

По подсчетам экспертов, в Керченском проливе из-за приостановки судоходства застряло свыше 70 судов. По другим данным, 116 судов 24 февраля стояли в очереди в Южном входе в Керченский пролив, а еще 52 судна ждали на юге. У Северного входа в пролив стояло 45 судов, в основном под российским флагом.

В общем-то, к задержкам морские перевозчики привыкли. Ранее периодически Керченский пролив перекрывали из-за учений военного флота. Однако при этом были объявлены промежутки простоев. Сейчас ограничения действуют до особого распоряжения.

Пострадавшие на Азовском море

Для каботажного судоходства прямых запретов в районе Керченского пролива не было. Однако в 11 ч. 24 февраля 2022 года два гражданских судна (SGV-flot и Seraphim Sarovskiy) в Азовском море попали под обстрел ВСУ со стороны Мариуполя. Об этом появилось сообщение со ссылкой на управление российской погранслужбы по Краснодарскому краю.

В результате обстрела на танкере SGV-flot вспыхнул пожар. Огонь удалось быстро потушить. Раненого моряка эвакуировали на военном катере. Тем не менее стало понятно, что опасно теперь выходить и в каботажные рейсы.

Объединенным военным комитетом рынков Lloyd's и London companies еще неделю назад украинские порты были обозначены зоной военного риска. Были изданы предупреждения, что события на Украине могут дать судовладельцам право отказывать в заказах на морские перевозки.

Российский центр аэронавигационной информации издал NOTAM (уведомление для летчиков), согласно которому закрыта значительная часть воздушного пространства над Азовским морем. При этом движение автомобилей и железнодорожных поездов по мостовому переходу через Керченский пролив не прекращалось.

Что в корзине санкций: газ, нефть, зерно?

Более всего из-за происходящих событий оказалась нарушена логистика перевозок зерновых грузов, сообщил представитель одного из российских судовладельцев.

Из-за малых глубин на Азовском море России, балкеры дозагружались зерном в портах Украины, уточнили в Южной региональной ассоциации морских агентов. Теперь подобная схема становится трудноосуществимой.

В связи с закрытием судоходства в Азовском море ПАО «Тольяттиазот» приостановило транзит аммиака, сообщила пресс-служба компании. При этом производство аммиака продолжится, но отгрузка продукции переключится в основном на железнодорожный транспорт и далее – российские морские порты Черного моря.

Часть других предприятий переключили свои отправки на российские черноморские порты, что в ближайшее время вызовет подвижки на СКЖД. Это приведет к удорожанию транспортной составляющей для ряда экспортеров.

Например, уже известно о приостановках отгрузок автомашин некоторым дилерам в РФ. Формально это связано с пересмотром цен на них из-за девальвации рубля на фоне обострения политической ситуации. Однако ряд специалистов считают, что автоконцерны, в особенности европейские, перестраховываются из опасений будущих санкций. Получается, как бы то ни было, а стоимость иномарок в РФ все равно вырастет минимум на 20%.

Главное – начать, а там процесс пойдет…

В дальнейшем под санкции может попасть отправка ряда грузов из российских портов. Это будет зависеть от проектов решений, которые обсуждаются, но не приняты.

Например, если Германия откажется от российских углеводородов, то роль газового хаба в Европе могут занять другие страны. Например, Польша со своими морскими терминалами для перекачки СПГ. Это предположение стало одним из факторов снижения индекса немецкого индекса голубых фишек DAX 24 февраля на 5%. Следом за ним евро подешевело по сравнению с долларом на 1,3%.

Ограничение поставок российской нефти в ЕС приведет к уходу российских танкеров в страны АТР. В долгосрочной перспективе перевозок на коротком плече будет означать замещение дальнемагистральными поставками, что приведет к существенному росту в Европе цен как на газ, так и на нефтепродукты.

При этом последствия для судоходства будут неоднозначными, признают аналитики Lloyd's List. Ведь при этом увеличатся и балластные пробеги флота, что снизит пропускную способность Датских проливов.

Сейчас танкеры курсируют внутри акватории Балтики, а в данном случае им, как и газовозам, придется протискиваться через бутылочное горлышко на входе в Европу. По аналогичной причине появятся дополнительные риски и для балкеров, считают аналитики.

Кроме того, увеличение рейсооборота приведет к необходимости увеличения количества флота. Соответственно может возникнуть дефицит тоннажа танкеров на европейском направлении.

Что же касается глобальных контейнерных сервисов на Балтике, то пока никаких оперативных изменений в их сервисах не было. Это же можно сказать и по поводу черноморских ротаций.

Но пока на море не штормит

Пока санкции, введенные управлением по контролю за иностранными активами Казначейства США, коснулись только дальневосточного направления. Они действуют против пяти российских судов, которые находятся на балансе ООО «Промсвязьбанк Лизинг». Это сухогруз Baltic Leader, нефтяные танкеры Linda и Pegas, а также контейнеровозы под управлением FESCO – «Магадан» и «Монерон».

Как пояснили в FESCO, весь указанный флот работает под российским флагом на внутренних линиях. Кроме того, судовладельцы планируют вывести санкционные суда из лизингового договора, что потребует привлечения значительных средств и увеличения долговой нагрузки на флот под российским флагом.

Экономист Ярослав Кабаков отметил, что последствия введенных санкций в целом могут оказаться достаточно существенными: они будут способствовать росту цен на сырье и сбоям в цепочках его поставок. Однако в среднесрочной перспективе США и странам ЕС придется решать еще одну проблему.

Утром 24 февраля 2022 года стало известно о входе военных кораблей Китая в территориальные воды Тайваня. Он туда и раньше демонстративно заходил.

Однако сейчас это произошло на фоне глубокой озабоченности китайского правительства по поводу продажи оружия Тайваню и введения для защиты государственного суверенитета и интересов в области безопасности мер в отношении американских военно-промышленных компаний Raytheon Company и Lockheed Martin, о чем сообщил официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь. И теперь эксперты ожидают новой эскалации.

Если раньше юридические фирмы, занимающиеся судоходством, сталкивались со значительным увеличением числа звонков от грузовладельцев и морских операторов, обращавшихся за консультациями, как снизить риски в сфере морских перевозок на маршрутах в интересах фрахтователей РФ, то теперь такие обращения поступают и в отношении Китая.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions