+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.02.2021 11:45:47
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Погрузка на РЖД хоть и подросла, но проблемы остались прежними

В январе 2021 года погрузка РЖД с трудом вышла из отрицательной зоны. Несмотря на продолжительные праздники, заставившие строить пессимистические прогнозы, во второй половине грузоотправители постарались наверстать упущенное.
Как результат ускорения – в январе погрузка на сети составила 101,2 млн т, что на 1% больше, чем за тот же месяц 2019 года.

Напомним, что в декабре прошлого года, по оперативным данным ОАО «РЖД», погрузка ушла в минус (-2,7% к уровню 2019 г.). По-видимому, сеть в последний месяц года не смогла пропустить все заявленные объемы. И часть грузопотоков двинулась в путь только в январе.

По мнению участников рынка, между декабрем и январем заметна своеобразная рокировка. Косвенно это подтвердил источник в ОАО «РЖД», сообщивший, что первый месяц текущего года в целом сохранил основные тренды последнего месяца прошлого года. Но что это значит?

Надежды на лучшее

Напомним, что декабрь 2020 года сеть завершила с ухудшением ряда показателей качества. Это касалось оборота вагона и количества отставленных от движения вагонов. Основные проблемы с простоями вагонов возникли на Восточном полигоне и на подходах к российским морским портам Южного бассейна.

Собственно, почти то же самое наблюдалось и в январе 2021 года. Правда, в ОАО «РЖД» надеются на улучшение ситуации в дальнейшем.

«По итогам 2021-го погрузка прогнозируется чуть выше уровня минувшего года. Дополнительным стимулом для ее роста может стать государственная поддержка экспорта, а также увеличение производственных мощностей по ряду номенклатур», – сообщил на недавнем брифинге заместитель генерального директора – начальник фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Алексей Шило.

Уголь помог РЖД

Как следует из статистики, погрузку в январе вывел в зеленую зону прежде всего уголь. Причем рост мог быть больше – по итогам первых трех недель прибавка в оборотах составила +7%.

Но потом интенсивность экспортных отправок притормозили образовавшиеся заторы на востоке и юге. Итоговый результат – рост погрузки угля на 5,2%.

Это указывает на то, что угольную энергетику пока хоронить рановато. Уголь, как сообщил аналитик рейтингового агентства АКРА, пока что остается одним из наиболее дешевых и доступных источников энергии в мире. И в целом эта тенденция сохранится на горизонте ближайших 5–10 лет.

Понятно, что основное его потребление будет сконцентрировано в странах АТР, где доля данного вида топлива в энергобалансе сохраняется на уровне 47%. А в этом регионе потребляется 44% от всей энергии в мире.

Однако сенсацией стали результаты исследования, которое недавно было обнародовано экспертом по европейской энергетической политике и геополитике Мадалиной Сису Викари. Из него следует, что доля угля в странах ЕС сегодня составляет 13%.

Это означает, что за предыдущие 10 лет его потребление европейскими странами в структуре их энергобаланса сократилось всего на 1%. Причем, судя по увеличению январских закупок угля из-за холодной зимы и необходимости выдать больше тепла с минимальными затратами, доля угля в генерации ЕС может вернуться по итогам текущего года к исходному показателю – 14%.

Во всяком случае, январский рост потребления угля в ЕС оценивается +17%. В общем, нынешние зимние холода внесли свою поправку в процесс борьбы за зеленые технологии. И несколько оживили погрузку на РЖД еще и в направлении морских портов Северо-Западного бассейна. Увеличился спрос на отправки угля и через порт Мурманск.

Правда, по данным Международного энергетического агентства, основным риском для угольных компаний остается волатильность цен на мировом рынке. Сейчас ряду российских угледобывающих компаний приходится работать с низкой рентабельностью. Выручает, впрочем, снижение курса рубля по отношению к доллару. Так что пока уголь, как выясняется, остается одним из самых надежных поддерживающих факторов погрузки на РЖД.

В связи с этим выдвинута идея построить еще один железнодорожный погранпереход в Китай для пропуска поездов с углем. В Госсовете по направлению «Энергетика» предложили рекомендовать правительству рассмотреть строительство погранперехода в зоне села Староцурухайтуй.

Причина – недостаточная пропускная способность железнодорожного погранперехода через Забайкальск. Перегрузка с российской колеи на китайскую создает определенные затруднения. Это приводит к появлению брошенных поездов на РЖД. Однако вопрос об увеличении объемов передачи угля через железнодорожные погранпереходы требует решения на межправительственном уровне.

Зерно поспешило на экспорт

Еще одним драйвером в январе стало зерно: его погрузка выросла в 1,7 раза. Это произошло на фоне роста спроса на зерно на мировом рынке, где его запасы в последнее время пополнялись преимущественно за счет Китая и Индии. По оценкам Национального союза зернопроизводителей, Россия может экспортировать в текущем сезоне меньше зерна, чем в 2020/2021 году, но тем не менее останется крупнейшим его экспортером.

Взрывной рост погрузки зерна на РЖД связан с тем, что трейдеры в январе спешили отправить как можно больше своей продукции по выгодным ценам на мировом рынке и до введения на экспорт зерна с середины февраля экспортной пошлины в РФ. Это же подтвердил гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько. Соответственно, по его словам, январь станет пиком в погрузке пшеницы на РЖД. А затем ее динамика, вероятнее всего, пойдет на спад.

Председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин добавил, что приток на железную дорогу также связан с тем, что в декабре на подходах к портам Южного бассейна скапливались большие очереди грузовиков.

Независимые эксперты подтвердили, что автоперевозчики предложили трейдерам более привлекательную цену, чем железнодорожники. Однако из-за непогоды терминалы работали с перебоями. Поэтому отправители и стали возвращаться на железную дорогу. На СКЖД радовались притоку зерна, пока на сети не образовались заторы из вагонов.

В Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и подсолнечника уточнили, что экспортные пошлины в РФ должны способствовать снижению объемов экспорта и переориентировать участников рынка с продажи сырья за рубеж на экспорт сельхозпродукции с высокой добавленной стоимостью.

Не исключено, что вывоз зерна перед введением пошлин могут тормозить в феврале не только капризы погоды на Юге, но и российская таможня. Причем не только на Юге, но и по другим экспортным направлениям (за исключением перевозок в страны Таможенного союза).

Минудобрениям помог внутренний рынок

Довольно активно в январе осуществлялась и погрузка минудобрений (+10,6% к аналогичному периоду прошлого года).

По данным Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), в январе 2021 года, как и в 2020-м, динамика погрузки на РЖД была обусловлена ростом внутреннего потребления минудобрений. Поставки отечественным аграриям увеличились на одну пятую от прошлогодних объемов, тогда как на экспорт рост не превышал 2%.

По данным РАПУ, наибольший прирост в поставках зафиксирован в категории калийных удобрений. Гораздо ниже динамика погрузки азотных и фосфорных удобрений.

Что касается экспорта, то, по данным экспертов, в январе цены на минудобрения оставались высокими в Европе, Бразилии, Аргентине и США. Это, собственно, и определило направления железнодорожного экспорта в январе.

В дальнейшем активность экспорта на РЖД может снизиться в связи с решением правительства РФ повысить НДПИ для отрасли в 3,5 раза.

Лом запрыгнул в уходящий вагон

Среди других драйверов – лес: +9,4% в объемах отправок на сети к январю прошлого года. Это случилось благодаря устойчивым морозам, способствовавшим интенсивному вывозу заготовленной древесины с зимников.

Был также отмечен скачок в погрузке лома черных металлов (+39%). Это произошло на фоне намерений статс-секретаря – заместителя министра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова ввести запрет на вывоз лома, если цена на арматуру на внутреннем рынке не начнет снижаться.

Он напомнил, что в прайсе строительного сортамента около 80% – это цена на лом. Отсюда и появилось намерение ввести, как и в прошлом году, временную экспортную пошлину.

Грузы ниже плинтуса

Хотя в правительстве всячески старались поддержать строительную отрасль, тем не менее стройматериалы потянули погрузку РЖД в январе вниз. По инертным грузам объемы упали на 3,8%, а у цемента плюс сменился на минус (хотя и небольшой – -0,1%).

Правда, в «Союзцементе» прогнозируют в перспективе увеличение погрузки цемента – на фоне поддержки государством льготной ипотеки и реализации программ строительства автодорог в ряде регионов. Однако если учесть, что в 2020 году доля железнодорожных перевозок цемента уменьшилась с 45 до 44%, то не исключено, что в 2021 году рост будет отмечен не наРЖД, а у автоперевозчиков. Цемент, да и некоторые другие номенклатуры, имеет склонность перекочевывать на шоссе.

Как и в прошлом году, в отрицательную зону ушла погрузка черных металлов (-10,8%) и железной руды (-2,9%). Причины те же: низкий платежеспособный спрос на металл внутри РФ и продолжающийся спад в продажах на экспорт.

Ну и, как обычно, тяжелее всего на итоги января для РЖД повлиял спад по нефтегрузам (-9,6%).
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions