+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.04.2017 11:28:54
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь-март 2017 г.)

Несмотря на то, что лидерство по грузо- и контейнерообороту удерживают за собой морские порты Балтийского бассейна России, высокую динамику наращивания товаропотока демонстрируют гавани Арктики. А самые высокие темпы роста контейнерооборота и положительную динамику перевалки грузов продолжают демонстрировать порты Дальневосточного бассейна.
Спрос на дальневосточное направление растет

По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна в I квартале 2017 года составил 45,9 млн т, что на 6,4% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них объем перевалки сухих грузов составил 26,9 млн т (+ 9,7%), а наливных грузов – 19 млн т (+2,1%).

Увеличили грузооборот порты Владивосток – до 3,8 млн т (+20,3%), Восточный – до 16,9 млн т (+5,6%), Ванино – до 7,1 млн т (+0,8%), Находка – до 6 млн т (+4,3%), Пригородное – до 4,7 млн т (+15,9%), В тоже время снизили показатель порты Де-Кастри – до 3 млн т (-1,8%) и Посьет – до 2 млн т (-6,2%).

Если говорить об отдельных компаниях, работающих в данном бассейне, то можно выделить ОАО «Далькомхолод», которое нарастило перевалку в 2,2 раза за счет расширения функционала. Так, если еще недавно это был специализированный порт, ориентированный исключительно на перевалку мороженой рыбопродукции, добываемой в российских территориальных водах, и транспортировку ее на внутренний рынок, то сегодня, в результате модернизации территории и причального оборудования, морской терминал ОАО «Далькомхолод» становится универсальным. Кроме того, в среднем в 2 раза увеличили объем переваливаемых грузов АО «Дальмормонтаж», ЗАО «Дальзавод-Терминал», ОАО «Терминал Астафьева», ООО «Восточный лесной порт», ООО «Терминал-Совгавань», ООО «Угольный Морской Порт Шахтерск». Таким образом, можно констатировать, что на Дальнем Востоке России по-прежнему наибольшую динамику демонстрируют генеральные грузы, особенно уголь и лес.

Порты Дальневосточного бассейна за отчетный период нарастили перевалку контейнеров на 29,8%, до 324,19 тыс. TEU. Согласно данным Ассоциации морских торговых портов РФ, наибольшую положительную динамику среди российских портов по итогам I квартала 2017 года продемонстрировали как раз порты Дальневосточного бассейна – Магадан (35,4%), Владивосток (31,3%), Зарубино (21,3%) и Корсаков (21,6%).

Северо-Запад – лидер по объемам грузо- и контейнерооборота

За первые три месяца 2017 года грузооборот портов Балитйского бассейна составил 61,5 млн т, что на 7,9% больше, чем за аналогичный период 2016 года. Во многом положительную динамику обеспечила перевалка сухих грузов. За I квартала в гаванях было переработано 23,2 млн т, что на 14,2% выше, чем за аналогичный период 2016 года. Однако объем наливных грузов, по-прежнему составляющий основу грузооборота, составил 38,3 млн т, что на 4,4% выше уровня прошлого года. Драйвером развития системы морских портов Ленинградской области считается развитие порта Усть-Луга. Другие порты Ленинградской области имеют более узкое назначение. Например, порт Приморск является самым крупным специализированным портом по экспорту нефти и нефтепродуктов в Северо-Западном регионе России. Кроме того, началась в полную силу эксплуатация порта Бронка. В итоге по результатам работы в I квартале 2017 года увеличился объем перевалки грузов в портах: Усть-Луга до 24,4 млн т (+9,1%), Приморск до 16,5 млн т (+6,4%), Большой порт Санкт-Петербург до 12,6 млн т (+5,5%), Высоцк до 4,7 млн т (+19,9%).

Наибольший объем контейнеров по итогам I квартала текущего года среди всех российских гаваней был перевален в Большом порту Санкт-Петербург. За указанный период через него прошло 461 тыс. TEU, что на 5,3% выше уровня прошлого года. При этом вырос как объем экспортных, так и поток импортных грузов в контейнерах. Так за три месяца было перевалено 230 тыс. TEU в направлении зарубежных стран, что на 3,7% выше уровня прошлого года. Импорт составил 231 тыс. TEU, что превышает показатели аналогичного периода прошлого года на 6,8%. Отметим, что в целом доля перевалки контейнеров портами Балтийского бассейна самая большая и по итогам трех месяцев 2017 года она составила 50%. На порты Дальневосточного бассейна приходится 30%, на гавани Азово-Черноморского – 16% от совокупного контейнерооборота РФ.

Юг демонстрирует стабильность

Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна за январь-март 2017 года составил 59,1млн т (+6,6%), в том числе перевалка сухогрузов увеличилась до 23,5 млн т (+9,3%), наливных – до 35,6 млн т (+4,9%). Увеличили объем перевалки грузов операторы морских терминалов портов Новороссийск – до 35,3 млн т (+2,2%), Туапсе – до 6,7 млн т (+11,6%), Кавказ – до 4,7 млн т (+13,3%), Тамань – до 3,9 млн т (+31,2%), Керчь – до 2,1 млн т (+28,4%), Ростов-на-Дону - до 2,7 (+16,1) млн т. Отметим, что наибольший объем грузов по итогам I квартала текущего года был перевален в порту Новороссийск. Эта гавань стала в I квартале 2017 года лидиром по грузообороту среди всех российских морских портов. За указанный период через него прошло 35,3 млн т грузов, что на 2,25 выше, чем за аналогичный период 2016 года. При этом наибольшую динамику показали сухогрузы. Их в I квартале 2017 года было перевалено на 6,8% больше, чем за январь-март 2016-го. А вот объем переработки наливных грузов остался на уровне прошлого года – 25,1 млн т (+0,5%). Что касается контейнерооборота, то южные стивидоры также демонстрируют высокие результаты: +9,3% по итогам I квартала текущего года. Более того, лидером по темпам роста стал именно южный порт Азов, увеличивший переработку контейнеров на 38%. В целом же контейнерооборот в портах Азово-Черноморского бассейна составил 181,41 тыс. TEU.

Горячее направление

Грузооборот морских портов Арктического бассейна за исследуемый период составил 15,8 млн т, что в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них объем перевалки сухих грузов составил 5,8 млн т (- 3,1%), наливных грузов – 10,0 млн т (рост в 2,5 раза).

Наибольшую прибавку продемонстрировали стивидоры Мурманского порта – рост в 74% за три месяца текущего года и порт Сабетта – в 4 раза. Причина происходящего, как отмечают представители ПАО «ММТП», в том, что те масштабные арктические проекты, которые или уже реализуются, или их предстоит реализовать в недалеком будущем, являются существенным фактором, влияющим на диверсификацию общего грузооборота порта. Они позволяют расширять клиентскую базу и сохраняют универсальный статус порта. Что касается другого лидера по темпам роста грузооборота, то, по сообщению начальника Уральского таможенного управления Вячеслава Голоскокова, в Ямало-Ненецком автономном округе завершено строительство логистической инфраструктуры проекта создания завода по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ», а также в полную силу заработали два пункта пропуска в портах Сабетта – морской и воздушный, все это позволило уже в начале года значительно нарастить показатели. За I квартал 2017 года в морском порту Сабетта оформлено 17 международных заходов судов по Северному морскому пути. Напомним, 28 марта в морской порт Сабетта впервые в мире прибыл танкер-газовоз ледового класса Christophe de Margerie, заправленный тестовым объемом сжиженного природного газа. Это первый из пятнадцати танкеров-газовозов для проекта «Ямал СПГ». Судно вместимостью 172,6 тыс. куб. м СПГ способно работать при температурах до минус 52 градусов и проходить через льды толщиной до 2,1 м.

Что касается контейнерообота гаваней данного бассейна, то они сократили перевалку контейнеров на 8,4%, до 33,08 тыс. TEU.

В среднем по морю

Отметим, что в целом грузооборот морских портов РФ в январе-марте 2017 года вырос на 9,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 182,8 млн т. Единственный бассейн, который продолжает терять грузы – это Каспийский. Объем перевалки составил 0,91 млн т, что ниже на 51,4% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Из них объем перевалки сухих грузов составил 0,66 млн т (-29,5%), наливных грузов – 0,26 млн т (- 69,6%). По итогам за I квартала текущего года Северо-Западные порты перерабатывают наибольшую долю грузооборота – 34%, на гавани Азово-Черноморского бассейна приходится 32% и на Дальневосточного – 25%.

Если говорить о контейнерообороте, то в январе-марте 2017 года составил 1,07 млн TEU, что на 11,8% превышает аналогичный показатель 2016 года. При этом перевалка импортных контейнеров за отчетный период составила 458,81 тыс. TEU, что на 12,4% превышает показатель января-марта 2016 года (перевалка груженых выросла на 14,2%, порожних – сократилась на 9,1%). На экспорт было отправлено на 12,3% больше контейнеров, чем за аналогичный период прошлого года. Их объем составил 456,35 тыс. TEU (груженых контейнеров перевалено на 13,6% больше). Каботаж вырос на 11,1%, до 145,42 тыс. TEU. Транзит сократился на 16,2%, до 10,38 тыс. TEU. Напомним, что по итогам 2016 года контейнерооборот портов России составил 3,99 млн TEU: экспорт – 1,64 млн TEU, импорт – 1,67 млн TEU, транзит– - 0,05 млн TEU, каботаж – 0,64 млн TEU.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions