+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.07.2017 13:38:17
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – июнь 2017 г.)

Первая половина года прошла успешно для большинства российских морских портов. За указанный период им удалось не только сохранить объем перерабатываемых грузов, но и приумножить его. Усилится ли эта положительная тенденция?
В среднем по палате

По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот морских портов России за январь – июнь 2017-го увеличился на 11,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 384 млн т. Объем перевалки сухих и наливных грузов рос в течение января – июня текущего года равномерно: на 10,8 и 11,8% соответственно. Наибольшую динамику продемонстрировали уголь – 75,1 млн т (+16,2%), грузы в контейнерах – 23,7 млн т (+14,2%), зерно – 16,1 млн т (+32,1%), черные металлы – 14,6 млн т (+0,1%), минеральные удобрения – 8,5 млн т (+4,8%), рефрижераторные грузы – 1,4 млн т (-4,8%).

Объем перевалки наливных грузов рос в основном за счет переработки сырой нефти – до 128,9 млн т (+16%), нефтепродуктов – до 71,6 млн т (+4,6%) и сжиженного газа – до 7,1 млн т (+10,4%). Что касается внешнеторговых грузов, то за указанный период на экспорт перегружено 298,7 (+8,0%), объем импортных грузов составил 17,3 млн т (+13%), транзитных – 28,8 млн т (+17,4%), каботажных – 39 млн т (+37,5%).

Рост вопреки ожиданиям

За полгода операторы морских терминалов Арктики практически на 70% нарастили объем перевалки грузов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Грузооборот морских портов Арктического бассейна за январь – июнь 2017-го составил 36,1 млн т. Положительная динамика укрепляется последние годы за счет перевалки наливных грузов. По итогам первой половины 2017-го их объем составил 22,2 млн т, рост – 158,9%. Сухогрузы также наращивают свое присутствие в портах Арктики, но их объем и динамика увеличения несравнимо меньшие: 13,9 млн т (+7,9%). Ведущими гаванями региона являются порт Мурманск, компании которого с начала года переработали 25,6 млн т (+78,6%), и порт Варандей – до 4,4 млн т (+10,2%).

Однако некоторые гавани активно развиваются. Так, Сабетта, Мезень и Беринговский, Эгвекинот и Кандалакша нарастили объем перевалки в 4, 3 и 2 раза соответственно. Отрицательную динамику продемонстрировали порт Провидения (-7,9% за исследуемый период к уровню прошлого года), Анадырь (-9,2%), Онега (-7,1%) и Нарьян-Мар (-65,7%).

В морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот увеличился до 95,7 млн т (+5,4%), из них сухогрузов – до 58,1 млн т (+8,1%), наливных грузов – до 37,6 млн т (+1,5%). Однако эксперты отмечают, что положительная динамика наращивания грузопотока может остановиться. В летние месяцы ОАО «РЖД» ввело ограничения на отгрузку угля в направлении дальневосточных портов (до 40%) и из-за этого угольные предприятия, которые составляют весомую долю грузоотправителей дальневосточных портов, вынуждены менять схему транспортировки грузов и перенаправлять потоки в южные и северо-западные гавани. Пока же Дальний Восток остается главными угольными воротами России. Если учесть, что всего за прошлый год российские порты переработали 136,3 млн т угольных грузов (подавляющая их доля – 134,4 млн т – экспорт), то через дальневосточные порты прошло более 81,8 млн т угля (80,9 млн т – на экспорт), то есть 60%.

По итогам первой половины текущего года грузооборот портов региона демонстрирует положительную динамику. Так, порт Восточный перевалил 34,8 млн т, что на 5,6% больше, чем за аналогичный период 2016 года, Находка – 12,3 млн т (+5%), Пригородное – 8,6 млн т (+7,2%), Владивосток – 8 млн т (+16,9%), снизился по отношению к аналогичному периоду прошлого года грузооборот портов Ванино – 14,9 млн т (-2,2%), Де-Кастри – до 6,1 млн т (-1,8%) и Посьет – до 4 млн т (-1,4%).

Конкуренция неизбежна

С начала года в портах Балтийского бассейна объем перевалки грузов увеличился до 124,6 млн т, что выше, чем за 6 месяцев 2016 года на 6,9%. Из них объем сухогрузов возрос до 49,9 млн т (+15,2%), наливных грузов – до 74,7 млн т (+2%). В то время как грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 125,8 млн т, продемонстрировав рост на 11,1% по отношению к аналогичному периоду 2016 года. В том числе перевалка сухогрузов увеличилась до 50,8 млн т (+11,2%), наливных – до 75 млн т (+11%). По оценкам экспертов, данная тенденция наблюдается уже второй год и может усилиться в зависимости от экономической и политической ситуации в стране и мире. Пока же лидером по объемам перевалки в Балтийском бассейне стал порт Усть-Луга, который за 6 месяцев 2017 года обработал 50,9 млн т (+13,5%). На Юге это традиционно порт Новороссийск. Его показатели за исследуемый период составили 72,8 млн т (+11,2%).

Напомним, что по суммарному объему переваливаемых грузов порты российской Балтики в 2015 году уступили первое место морским гаваням Азово-Черноморского бассейна. Грузооборот черноморских портов вырос на 10,2% и составил 232,9 млн т. Статистика отражает общие тенденции: страна меняет экономический вектор, вместе с которым меняется география следования грузов.

Одни за всех

На топ-5 крупнейших российских морских портов пришлось 57% от всего грузооборота.

На первом месте по объему перевалки грузов уже долгое время находится порт Новороссийск, расположенный в Азово-Черноморском бассейне. С начала года через него прошло 72,9 млн т грузов, что на 11,2% выше, чем за 6 месяцев 2016-го. На втором месте северо-западный порт Усть-Луга. Грузооборот гавани по итогам января – июня 2017 года по сравнению с аналогичными показателями 2016-го увеличился на 13,5%, до 50,9 млн т. Третью строчку рейтинга занимает представитель Дальнего Востока – порт Восточный. Объем перевалки здесь составил 34,9 млн т, что на 5,6% выше уровня прошлого года. Еще два крупных порта Балтийского бассейна разделили четвертое и пятое места. Это порт Приморск (-3,6%, до 31,4 млн т) и Большой порт Санкт-Петербург (+7,5%, до 26 млн т).

Еще большая консолидация наблюдается в сегменте контейнерных перевозок. Контейнерооборот портов России по итогам января – июня 2017 года составил 2,26 млн TEU, что превышает аналогичный показатель 2016-го на 15,3%. При этом топ-5 российских морских портов переработали за исследуемый период 2,023 млн TEU, что составляет 90% всех контейнеров, проходящих через морские ворота России. Лидером по объему перевалки является Большой порт Санкт-Петербург, через который за первую половину года прошло 953,9 тыс. TEU, что выше уровня прошлого года на 7,7%. На втором месте с результатом 395,1 тыс. TEU (+17,6%) – главная южная гавань, порт Новороссийск. Третью и четвертую позиции разделяют порт Владивосток – 381,4 тыс. TEU (+34%) и порт Восточный – 174,4 (+23%). А замыкает топ-5 еще одна северо-западная гавань – порт Калининград, который перевалил за январь – июнь 2017-го 118,8 тыс. TEU, что на 34% выше, чем за аналогичный период прошлого года.

Контейнерный заряд

Согласно статистике АСОП, с начала текущего года контейнерооборот Дальневосточного бассейна увеличился на 26,4%, до 683,63 тыс. TEU. В то время как другие гавани демонстрируют более сдержанный рост: порты Балтийского бассейна за отчетный период нарастили перевалку контейнеров на 9,5%, до 1,11 млн TEU, Азово-Черноморского – на 17,3%, до 402,53 тыс. TEU, Каспийского – на 7,5%, до 1,22 тыс. TEU, Арктического – на 2,3%, до 66,68 тыс. TEU. При этом доля перевалки контейнеров портами Дальневосточного бассейна пока составляет 30,2% от совокупного контейнерооборота РФ. Лидерами являются порты Балтийского бассейна – 49%. Однако большая часть гаваней Дальнего Востока демонстрирует положительную динамику. Так, объем переработки контейнеров в порте Владивосток составил 381,4 тыс. TEU, что на 34% больше, чем за аналогичный период прошлого года, Зарубино – 0,5 тыс. TEU (+24,3%), Восточный – 174,4 тыс. TEU (+22,8%), Корсаков – 60 тыс. TEU (+14,8%), Магадан – 27,1 тыс. TEU (+14,8%) и Петропавловск-Камчатский – 36,8 тыс. TEU (+12,4%).
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions