+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.05.2017 12:00:46
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь-апрель 2017 г.)

По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот морских портов РФ в январе-апреле текущего года увеличился на 10,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 250,3 млн т. В том числе объем перевалки сухогрузов составил 110,9 млн т (+10%), а наливных – до 139,4 млн т (+11,6%). Контейнерооборот портов России в январе-апреле 2017 года составил 1,4 млн TEU, что на 12% превышает аналогичный показатель 2016 года. Но это общие показатели, а что же происходит на местах?
Северо-Запад удерживает лидерство

Российские порты Балтийского бассейна удерживают лидерство, как по перевалке сухих и наливных грузов, так и по контейнерообороту. За 4 месяца текущего года через гавани прошло 31,7 млн т (+13%) сухогрузов, а наливных грузов - 51,1 млн т (+4,3%), а контейнерооборот увеличился на 7,2% до 719 тыс. TEU. Что касается игроков Северо-Запада, то лидирующие позиции занимают стивидоры порта Усть-Луга. На их долю приходится 40% всего грузооборота Балтийского бассейна. За указанный период в этой гавани было перевалено 33 млн т, рост составил 9,5% по отношению к аналогичному периоду 2016 года. На втором месте порт Приморск с долей 27%, который с начала года переработал 22,2 млн т (+4%). Тройку лидеров замыкает Большой порт Санкт-Петербург – 20%. Объем перевалки за январь-апрель составил 16,8 млн т (+6,5%). Если говорить об отдельных компаниях, то сначала года наибольшую динамику продемонстрировали ООО «КОНТУР СПб» (рот практически в 3 раза), АО «Балт Нафта» (98,1%), ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» (+87,5%) и ОАО «Лесной терминал «Фактор» (51,7%).

Большой порт Санкт-Петербург переработал за 4 месяца 2017 года 87% контейнерооборота Балтийского бассейна и 43% контейнерооборота портов России. За январь-апрель 2017 года он переработал на 6,4% больше контейнеров, чем за аналогичный период прошлого года. Таким образом, контейнерооборот гавани составил 623,6 тыс. TEU. Это в 2,5 раза больше, чем перевалено в портах Новороссийск и Владивосток, которые занимают втрое и третье место по данному показателю. В южной гавани с начала года было переработано 247 тыс. TEU , что на 9,3% выше, чем за аналогичный период 2016 года, а в дальневосточной – 233,8 тыс. TEU, который увеличил показатели на 32,1%.

Порт Калининград демонстрирует самую высокую динамику контейнерооборота среди российских гаваней Балтики. За 4 месяца 2017 года рост составил 19,8% до 70,1 тыс. TEU. Положительной динамики удалось добиться за счет роста показателей ООО «Балтийская стивидорная компания», которая переработала за указанный период 43 тыс. TEU, увеличив показатель на 51,7%.

По словам экспертов, порт Калининград ждут большие перспективы не только потому, что через область проходят Транс-Европейские коридоры, но и потому, что это единственный незамерзающий российский порт на Балтике. К тому же морской терминал группы компаний «Содружество-Соя» спроектирован для приема судов типа Panamax, а развитие паромного и контейнерного терминалов компанией ООО «БСК» предусматривает рост пропускная способность, согласно проектной документации, до 300 тыс. TEU. Однако пока доля обрабатываемых здесь контейнерных грузов не превышает 10% от контейнооборота всех российских портов Балтийского бассейна.

Дальний Восток притягивает грузы

В морских портах Дальневосточного бассейна за первые 4 месяца 2017 года грузооборот увеличился до 63,1 млн т, что на 8% выше, чем за аналогичный период 2016 года. Доля сухогрузов не только больше, чем наливных (60% против 40%), но и с каждым месяцем увеличивается в основном за счет перевалки угля, леса, металлов и грузов в контейнерах. По итогам января-апреля пропорция составила 37,5 млн т (рост по отношению к аналогичному периоду 2016 г. составил 12,1%) против 25,6 млн т (рост 2,6%). Это и не удивительно, если только за 4 прошедших месяца ряд таких стивидоров, как ОАО «Далькомхолод», ЗАО «Дальзавод-Терминал», ООО «Восточный лесной порт», ООО «Терминал-Совгавань», ООО «Угольный Морской Порт Шахтерск» – показали прибавку более, чем в два раза. И это не предел, например, ООО «Восточная горнорудная компания» (ВГК) планирует в текущем году увеличить поставки угля с Солнцевского месторождения на Сахалине через порт Шахтерск с прошлогодних 3,1 млн до 4,5 млн т. А например, морской терминал ОАО «Далькомхолод» из специализированного, ориентированного исключительно на перевалку мороженой рыбопродукции, добываемой в российских территориальных водах, и транспортировку ее на внутренний рынок, превратился в универсальный.

Лидером по объему и темпам роста грузооборота среди портов Дальнего Востока является Восточный – до 23,3 млн т (+9,3%). На втором месте – Ванино – до 9,8 млн т (+1,2%). Далее идут Находка – до 8,2 млн т (+7,8%), Пригородное – до 6,1 млн т (+11,8%), Владивосток – до 5,3 млн т (+17,8%). Объем перевалки снизился в таких гаванях, как Де-Кастри – до 4,0 млн т (-2,1%) и Посьет – до 2,7 млн т (-1,1%). Стивидоры этого региона демонстрируют и самые высокие темпы роста контейнерооборота – 25,5% до 425 тыс. TEU. При этом увеличиваются показатели как экспорта (рост составил 31% по отношению к аналогичному периоду 2016 года), так и импорта (+41,8%). Что касается транзита, то он снизился на 14%,а каботаж продолжил увеличиваться – на 14,7% по итогам четырех месяцев 2017 года в сравнении с аналогичным показателем года ранее. В этом году было перевалено 23,3 тыс. TEU рефрижераторных контейнеров, из них на экспорт – 2,6 тыс. TEU, а импортный поток составил – 6,7 тыс. TEU, большая часть пришлась на каботаж – 14 тыс. TEU.

Наибольшую положительную динамику демонстрируют 3 гавани: порт Владивосток – на 32,1% до 233,8 тыс. TEU, порт Восточный – на 20,5% до 110,9 тыс. TEU и порт Корсаков – на 21% до 38,6 тыс. TEU.

В целом порты Дальневосточного бассейна перерабатывают 29% от всего контейнерооборота российских портов. На первом месте – гавани Балтийского бассейна, на их долю приходится 50%, а на третьей позиции – порты Азово-Черноморского бассейна – 17%.

Горячие перевозки

Уже долгое время лидерство среди российских портов по объему перевалки грузов удерживает Новороссийск, расположенный в Азово-Черноморском бассейне. За 4 месяца 2017 года через гавань прошло 48 млн т грузов. Для сравнения это в два раза больше, чем в Арктическом и Каспийском бассейне вместе взятых. При этом стивидоры порта продолжают наращивать положительную динамику. Из 6 игроков, только 2 компании продемонстрировали отрицательные результаты в январе-апреле 2017-го: АО «НЛЭ» (-16,4%) и АО «НСРЗ» (-24,9%). Наибольший рост перевалки показали АО «Зерновой терминал «КСК» (+20,3%) и АО «КТК-Р» (17,6%).

На втором месте по объему перерабатываемых грузов – порт Усть-Луга. На него по итогам 4 месяцев приходится 40% всего грузооборота Балтийского бассейна или 33 млн т (рост в сравнении с аналогичным показателем 2016-го составил 9,5%).

Третье место занимает порт Восточный, расположенный на Дальнем Востоке, с результатами 23,3 млн т (+9,3%). Однако, надо отметить, что ему на пятки наступает порт Приморск – 22,2 млн т (+4%).

Другая южная гавань Тамань демонстрирует наиболее высокие темпы роста среди портов региона. За 4 месяца 2017 года объем перевалки здесь увеличился на 27,2%. Рост перевалки сухогрузов составил 48,4%, а наливных – 22,4%. Последние составляют сегодня 78% всех перерабатываемых в гавани грузов. Однако в целом по объему проходящих через него грузов порт значительно отстает от других южных гаваней – 5,2 млн т. Пока в

порте работает лишь три стивидора: ООО «Морской терминал «Тамань» (0,4 млн т перевалено за январь-апрель 2017-го), ООО «Зерновой Терминальный комплекс Тамань» (1,1 млн т) и ЗАО «Таманьнефтегаз» (3,7 млн т). Однако порт ждут большие перспективы. Напомним, в начале мая текущего года эксперты подведомственного Минстрою России ФАУ «Главгосэкспертиза России» одобрили проект первого этапа строительства терминала навалочных грузов в морском порту Тамани. Пропускная способность будущего терминала, предназначенного для перевалки экспортных грузопотоков, составит 35 млн т в год. Таманский терминал навалочных грузов предназначен для перевалки экспортных грузопотоков навалочных грузов: каменного угля различных марок, полезных руд, гранулированной серы и минеральных удобрений. Пропускная способность терминала составит 20 млн т угля, 5 млн т полезных руд, 5 млн т гранулированной серы и 5 млн т минеральных удобрений в год. В целом же грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна с начала года составил 80,7 млн т, что на 8,5% выше аналогичного периода прошлого года. Перевалка сухогрузов увеличилась до 32,5 млн т (+8,6%), а наливных – до 48,2 млн т (+8,5%). Контейнерооборот вырос на 8,9%, до 251 тыс. TEU. В данном сегменте можно выделить порт Азов, который, несмотря на пока еще небольшие объемы, демонстрирует наибольший рост контейнерооборта среди портов РФ. За 4 месяца 2017 года стивидоры этой гавани переработали на 35,4% больше грузов, чем за аналогичный период 2016 года. Однако по объемам порт Азов уступает не только порту Новороссийск, лидеру среди Южных гаваней, но и другим коллегам, его доля составляет 1%. Так, если терминалы Азова обработали 2,4 тыс. TEU, то Новороссийска – 247 тыс. TEU, через него проходит 98% грузов в контейнерах, идущих через южные порты.

С переменным успехом

В аутсайдерах по результатам 4 месяцев 2017 года порты Каспийского бассейна. Если говорить о ситуации в отдельных бассейнах, то грузооборот портов Каспия продолжает снижаться. По итогам работы с начала 2017 года – в два раза. Однако появилась надежда на улучшение показателей за счет роста обработки контейнерных грузов. За 4 месяца 2017-го стивидоры Каспийского бассейна нарастили контейнерооборот на 12,5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. В частности порт Астрахань в январе-апреле 2017 года переработал 0,8 тыс. TEU. При этом результаты всех портов Каспийского бассейна по итогам 4-х месяцев текущего года составляют 0,84 тыс. TEU (+12,5%). Хотя еще в прошлом году порты Каспия демонстрировали отрицательную динамику. http://www.rzd-partner.ru/logistics/news/snizhenie-konteinerooborota-kaspiiskogo-basseina-rf-v-ianva... Тем более это удивительно, так как всего с начала года было перегружено 1,1 млн т грузов, что на 48,4% меньше показателей аналогичного периода прошлого года. Наибольшее сокращение произошло по категории наливных грузов – через порты прошло всего 0,3 млн т (-70,5%).

Однако еще большее увеличение стивидоры Каспия показали в январе, тогда рост составил – 31,4%, а уже в январе-феврале – лишь 7,4%, по итогам I квартала 2017 года – 16%. На положительную динамику повлияли ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть», который увеличил переработку контейнеров на 34,8% и ПАО «Астраханский порт» – на 69,3%.

Напомним, ранее генеральный директор ПАО «Астраханский порт» Ким Мамиконян заявлял, что в 2017 году предприятие намерено увеличить перевалку грузов до 1 млн т (рост на 42,7% к 2016 году). «Мы планируем увеличить обороты до 1 млн тонн, если рынок в Иране не упадет. Мы рассчитываем на импорт и экспорт. Мы сейчас работаем в направлении развития отношений с Индией, Ираном. Стараемся, чтобы все наши поставщики были довольны работой порта», - пояснил он.

Пока же мощности предприятия задействованы на 80%. А за I квартал текущего года предприятие получило чистый убыток в 2,4 млн руб. против прибыли в 25 млн руб. в I квартале 2016 года, говорится в отчете компании.

Ледяные перевозки

Операторы морских терминалов Арктики нарастили перевалку за 4 месяца 2017 г. на 65% до 22, 5 млн т. Арктическая зона развивается за счет добычи и перевалки наливных грузов. Их объем вырос до 14,5 млн т (в 2,6 раза), в отличие от сухогрузов – 8,3 млн т (+1,7%). Столь значительный рост перевалки нефти обусловлен наращиванием грузооборота ООО «Газпромнефть-Ямал» (порт Сабетта) и началом работы рейдового перегрузочного комплекса ООО «Кольский нефтяной терминал» (порт Мурманск). Объем перевалки сухогрузов снизилась в основном за счет руды, в то же время увеличилась перевалка угля и минеральных удобрений. Среди главных ледяных гаваней можно выделить порт Мурманск, который за первые 4 месяца 2017 года прибавил 82% и его грузооборот составил до 16,4 млн т, а также порт Варандей – до 2,9 млн т (+15,6%). Начинающий порт Сабетта за исследуемый период перевалил уже 1,6 млн т грузов, что в 4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Несмотря на сравнительно небольшой объем переработки грузов – 326,8 тыс. т, порт Кандалакша демонстрирует практически трехкратные темпы роста в сравнении с январем-апрелем 2016-го. Остальные гавани по итогам работы в первые 4 месяца текущего года снизили свои показатели: порт Архангельск – на 34,6%, порт Онега – на 26%, порт Дудинка – на 1,3%. Что касается контейнерооборота, то порт Мурманск стал единственной гаванью Арктики, которая показала положительный результат. С начала года порт Мурманск увеличил перевалку контейнеров на 3,4% до 16,7 тыс. TEU. Стивидоры порта обрабатывают 35% всех грузов, проходящих через воды Арктики. Однако в целом стивидоры Арктического бассейна сработали в минус, снизив свои показатели на 0,8%. В результате за указанный период было обработано 47,8 тыс. TEU грузов в контейнерах. При этом объем импорта и экспорта – катастрофически мал: 0,006% и 0,4% соответственно. В то же время объем каботажа продолжает увеличиваться. По итогам 4 месяцев текущего года объем каботажных грузов в контейнерах составил 47,3 тыс. TEU, что на 2,6% выше аналогичного показателя прошлого года.

Отметим, что темпы падения контейнерооборта портов Арктического бассейна с начала года значительно сократились. Так, если в январе этот показатель составлял 16,7%, в январе-феврале – 15,5%, а в январе-марте уже – 8,4%.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions