+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.04.2020 18:00:29
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

COVID-19 на сети РЖД: во что вгрызается рецессия?

Структура мартовской погрузки указывает на то, что несмотря на некоторое улучшение работы сети РЖД, экономический спад в РФ на фоне эпидемии коронавируса обретает все более четкие очертания. Он охватил уже целый спектр номенклатур. И из объятий беспрецедентных мер по борьбе с ним российской экономике становится все труднее выпутываться.
Уголь простимулируют

Начнем с того, что погрузка каменного угля в марте снизилась. Минус мог быть и больше, если бы не принятые меры для увеличения вывоза угля из Кузбасса.

Правда, соглашение между правительством Кемеровской области и ОАО «РЖД» было подписано 18 марта. И вот уже после этого угольщики смогли отправить ежесуточно в среднем 2,3 тыс. вагонов с углем, что на 6,5% больше, чем в начале марта. В частности, станция Малиновка (Кузбасский регион) увеличила погрузку угля в конце марта на 41% к уровню прошлого года. Практически весь добавочный объем ушел на Восточный полигон.

По словам губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева, соглашение о взаимодействии по обеспечению перевозки железнодорожным транспортом продукции, производимой на территории региона, охватывает период до 2035 года. Дополнительные договоренности были призваны сократить наметившийся спад по экспорту угля, который в январе – феврале текущего года составлял около 10% к уровню прошлого года. И это произошло несмотря на то, что в АО «Восточный Порт» третью очередь специализированного комплекса по перевалке угля вывели на запланированную мощность.

В спаде погрузки угля оказалась виновата не только волатильность мировой конъюнктуры, но и наличие на сети РЖД узких мест, которые замедляли движение поездов. В холдинге обещали их расшить и внести поправки в технологию обслуживания Восточного полигона.

В частности, в зоне Забайкальской железной дороги изменить схему работы локомотивных бригад на удлиненных плечах и организовывать движение соединенных поездов. Это поможет пропускать по ряду участков больше составов. В итоге на станции Находка-Восточная в конце марта увеличили выгрузку угля.

Для того чтобы выйти на следующий рубеж, уже требуется модернизация инфраструктуры. На очереди – расширение станции Смоляниново. В 2020 году здесь намечено сдать в эксплуатацию новый приемо-отправочный парк из расчета на длину поезда в 71 условный вагонов. Это позволит улучшить работу Находкинского железнодорожного узла.

Внимание к угольным маршрутам в ОАО «РЖД» объяснили ожиданиями роста грузопотока в направлении стран АТР. «Уголь нередко реагирует на нефтяные котировки с опозданием. Потому что они влияют на него через котировки на газ. Пока уголь выгоднее использовать, чем газ», – отметили в Argus.

Правда, тут многое зависит от схемы доставки угля. Судовладельцы на фоне спада на глобальных маршрутах (опять-таки из-за последствий COVID-19) на Восточном плече Транссиба проявили гибкость как по ставкам фрахта, так и по готовности поставить дополнительный тоннаж. При поддержке со стороны ОАО «РЖД» российский уголь имеет свою нишу сбыта, что и доказывает показатель погрузки в конце марта.

Кстати, хотя угля в Европу сейчас из РФ везут меньше, тем не менее цены на него демонстрируют хотя и небольшой, но все-таки рост. Если в начале марта за него давали $46–47 за 1 т, то сейчас – $47–48. Угольная генерация в Европе резко снизилась, однако угольные ТЭЦ продолжают работать. По данным аналитика ГК «Финам» Алексея Калачева, доля угля в энергобалансе стран ЕС уголь составляет около трети. А значит, сырье везут, в том числе из РФ, хотя и в меньшем количестве.

Для стимулирования погрузки в ОАО «РЖД» обсуждают дополнительный размер скидки на экспорт на западном направлении. Такую возможность монополии предлагает дать ФАС при условии покрытия тарифом переменных затрат на железнодорожные перевозки. Как вариант – за счет субсидирования вывоза сырья.

На внутренние перевозки угля повлияла теплая зима, которая снизила потребление угля для внутренних нужд. В целом же минус в погрузке в ИПЕМ оценили на уровне 13,5%. Возможно, уточненные данные от ОАО «РЖД» скорректируют указанный результат несколько в меньшую сторону. Но их придется подождать (см. статистику в ближайшем выпуске журнала РЖД-Партнер, № 7).

Металл тонет и тянет с собой руду

В марте спад охватил и сегмент ГМК. Спад погрузки черных металлов продолжился – по данным ИПЕМ, на 10,4%.

Основной спад наблюдается на экспортных направлениях. Рынок вроде бы начал восстанавливаться, но кризис из-за коронавируса привел к приостановке многих обрабатывающих предприятий за рубежом. Кроме того, есть риски новой волны антидемпинговых расследований в отношении продукции, импортируемой из России. В частности, об этом объявило 26 марта 2020 года Министерство экономики Мексики.

Металлургам оставалось надеяться на внутренний спрос. Но он оказался вялым. В связи с этим российские холдинги взялись пересматривать программы развития в сторону понижения.

При этом спрос на железную руду остался высоким: рудники по всему миру временно свернули часть своих мощностей из-за коронавируса. Фьючерсы на железную руду на фоне опасений по поводу дефицита предложения выросли – по данным Reuters, прежде всего, под влиянием восстановления производства в Китае в конце марта и снижения там запасов сырья.

Тем не менее спад мировой переработки металла в других странах привел к сжатию спроса на российскую руду. Если ранее ее погрузка росла, то в марте она поползла вниз (-2% по подсчетам ИПЕМ). Оказался краткосрочным и подъем погрузки лома: в марте – новое снижение (-29%).

Что в плюсе?

Зерно в марте пошло на подъем (+18,6%). Это связано с ростом внутреннего потребления в РФ продуктов перемола и круп под влиянием ограничения мобильности населения из-за мер борьбы с коронавирусом.

Например, в Алтайском крае в марте зерна было отгружено в 1,5 раза больше, чем в феврале. Аналогичные всплески активности были зарегистрированы и в ряде других регионов.

Аналогичные процессы происходили и в других странах. Под влиянием роста цен на зерно отправилось на экспорт и российское зерно через российские порты. В первые 2 недели марта объем перевозок пшеницы по железной дороге вырос почти на 40%. Однако потом меры борьбы с коронавирусом в РФ охладили активность трейдеров.

В марте увеличилась также погрузка минудобрений (+3,8% по оценкам ИПЕМ). Это объясняется, с одной стороны, увеличением экспорта, в том числе через российские морские порты на Балтике. А с другой – ожиданиями роста внутреннего спроса.

Стройка сделала шаг вперед…

Строительные грузы в марте повели себя разнонаправленно. Щебенки погрузили, по оценкам ИПЕМ, на 5,8% больше, а вот цемента – на 5% меньше.

Спрос на щебень спровоцирован ростом спроса на него в шести федеральных округах, где цены на него выросли до +25%. Самый большой прирост потребления отмечен в Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах соответственно. Это корреспондируется, прежде всего, с потребностью в балласте для ремонта железных дорог, а также заготовками материалов для основания автодорог под будущие программы их ремонта. В остальных регионах прирост или почти нулевой, или уход в минус. Больше всего – в Северо-Кавказском округе, где практически завершено строительство железнодорожной части Крымского моста и оптимизированы затраты на развитие автотрасс полуострова.

Что касается жилищного и промышленного строительства, то здесь ситуация непростая: коронавирус на начальном этапе привел к ажиотажу с покупкой недвижимости (инвесторы торопились перед подорожанием стоимости объектов вложить в них имеющиеся накопления), сообщил управляющий партнер «ВекторСтройФинанс» Андрей Колочинский. Но затем ожидается спад активности на фоне снижения доходов инвесторов и роста ставок ипотечных кредитов.

Как считает первый вице-президент АО «ХК «Сибирский цемент» Валерий Бодренков, опыт Китая показывает: там действие карантина привело к уменьшению потребление цемента на 30%, и в РФ следует ожидать движение вниз. В минус подталкивает сегодня и другое негативное последствие эпидемии – кризис неплатежей со стороны потребителей. В любом случае рост производства цемента проблематичен из-за роста цен на новое оборудование. Это приостановит дальнейшую модернизацию заводов.

Еще одним негативным фактом, который способен повлиять на внутренние перевозки стройматериалов, может стать сворачивание части нацпроектов в сфере строительства инфраструктуры. О возможности изменения параметров федерального бюджета в этом сегменте уже заявил министр финансов Антон Силуанов.

Лес вышел в ноль

В марте впервые за долгий период стабилизировалась погрузка леса (+0%). Напомним, что в 2019 году она снизилась из-за экспорта: за рубеж было отправлено лесной продукции на 12,2% меньше, чем в 2018-м. Тенденция снижения сохранилась и в 2020-м из-за приостановки производств на фоне вспышки коронавируса. Свою лепту внесли и ограничения вывоза дальневосточных пород древесины в КНР – вне квоты, а также в связи с ужесточением фитосанитарных норм (появилось требование снимать кору, а оборудование для этого имелось не у всех заготовителей).

Ожидалось сохранение отрицательной динамики погрузки леса и в марте. Такие опасения, в частности, звучали от маркетологов ОАО «РЖД». Это обосновывалось снижением спроса на российскую древесину в Китае из-за введения США заградительных пошлин на продукцию китайского ЛПК, что снизило количество заявок на отправки пиломатериалов на восточном направлении.

С другой стороны, ряд экспертов предсказывал стабилизацию в марте. Они основывались на соотнесении динамики железнодорожных и морских перевозок. По словам регионального директора по странам Азии Группы компаний AsstrА Вячеслава Гураля, ситуация стабилизировалась в марте под влиянием повышения спроса на изделия из дерева в странах ЕС.

Кроме того, сыграла свою роль и активизация потребления леса внутри РФ. Это привело к росту отправок лесопродукции на платформах, а не в контейнерах, как было раньше из-за удобства таких отправок в Китай. Наконец, на стабилизацию погрузки леса повлияла и низкая база прошлого года: спад в отрасли, по-видимому, достиг дна, о чем свидетельствовала и активизация закупок лесовозных платформ.

Прогноз на будущее и черные лебеди

Эпидемия, как опасаются эксперты, замедлит технологические процессы на сети РЖД в мае. Аналогичная тенденция уже охватила европейские железные дороги. Безусловно, отрицательно скажется пересмотр заявок клиентами, которые уже откладывают часть запланированных ранее отправок.

Пандемия COVID-19 коснется и транзитных потоков на линии Китай – Европа. Если в начале года Китай отгружал то, что скопилось у него на складах, то сейчас грузы не принимает Европа. Замедление потребления ведет к тому, что часть китайских предприятий снова будет работать на склад или снова приостановит работу. В этом смысле ситуация вернется на исходные позиции: Китаю не удастся диктовать свои условия продаж. Более того, они могут быть пересмотрены в пользу закупок из других стран, что отразится на логистике.

Ожидается, что в мае грузы по сети РЖД поедут медленнее, считает руководитель московского представительства «Канавара Групп» Александр Пашута.

Возможны точечные переключения с железнодорожного транспорта на автомобильный и наоборот – в зависимости от ситуации по борьбе с коронавирусом в регионах. Это также будет влиять на объемы железнодорожнй погрузки.

Российский логистический рынок также притормозит, но останется в прогнозируемом коридоре (до -7% от прошлогоднего уровня), полагают эксперты. В целом выручка в сегменте грузоперевозок и экспедирования в целом может упасть на 15% по сравнению с 2019-м, поделилась своей точкой зрения партнер исследовательского агентства M. A. Research Людмила Симонова.

Все эти прогнозы, впрочем, не учитывают черных лебедей, которых могут вылететь в апреле. Малопонятно, какие запретительные меры примут в регионах в рамках продлеваемого санитарного режима. И до какой степени усердия дойдут власти в борьбе с коронавирусом.

Также на тему погрузки в марте можно прочитать здесь.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions