• Ставка на полувагон
    1486
    -9.9 %
    руб./сут.
    февраль 2020
  • Индекс качества IV КВАРТАЛ 2019Г. - 65 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 64.3 0 EUR ЦБ РФ 69.42 0
    BTC usd BTC rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва

Сложности высокого сезона
РЖД-Партнер
В конце лета и начале осени грузоотправители всерьез заговорили о росте ставок на предоставление полувагонов. Операторы подвижного состава, в свою очередь, отметили, что несмотря на увеличение цен доходность их бизнеса пока не восстановлена. Однако самое печальное в этой ситуации – это потеря части грузовой базы перевозчиком в высокий сезон. В сентябре впервые за год зарегистрировано снижение объемов погрузки в годовой динамике, в том числе из-за повышения вагонной составляющей тарифа. Ввиду последнего грузоотправители либо отказывались от перевозок, откладывая их на будущее, либо уходили на альтернативные виды транспорта.
По оценкам отраслевых аналитиков, ставка аренды на типовой полувагон в сентябре 2016 года в среднем достигла 800 руб. в сутки, а в ряде случаев заметно превысила этот уровень. В первую очередь это характерно для полувагонов, предоставляемых крупными собственниками парков универсального подвижного состава под перевозки минерально-строительных грузов. В частности, грузоотправители из СЗФО отмечали, что с марта текущего года ставки повышались на 5% ежемесячно, а в сентябре рост достиг 20–25% по сравнению с уровнем Прейскуранта № 10-01. В УрФО ана­логичный показатель составил более 40%. Угольщики сетовали на 10%-ное увеличение стоимости аренды вагонов. Подорожание затронуло и ломовиков. По их словам, за лето ставка также выросла минимум на 10%, и с учетом принадлежности лома черных металлов к третьему тарифному классу его перевозка по железной дороге стала нерентабельной. Опасения испытывали даже лесники, хотя в их сегменте цена аренды подвижного состава прибавила лишь 5%, причем на споте. Беспокоились и представители отраслевой ассоциации производителей цемента – в письме в ФАС они указали, что с начала года стоимость предоставления вагона выросла на 68%, до 900 руб. в сутки.

По мнению большинства грузоотправителей, ценовая экспансия легко объясняется дефицитом подвижного состава, который, с одной стороны, можно назвать объективным, то есть обусловленным сокращением численности парка и его медленным обновлением, а с другой – искусственным, при котором операторы не могут обеспечить заявки на подачу вагонов из-за недостатков в планировании. Клиенты железнодорожного транспорта также обращали внимание на скопление полувагонов на отдельных участках сети. «Например, в сентябре полувагоны в огромном количестве стояли на СКЖД, но под перевозку их почему-то не хватало», – жалуются они.

Операторы не отрицают факта роста ставок, но подчеркивают, что пока это явление характерно лишь для спотового рынка. «В тех случаях, когда речь идет о нерегулярных объемах грузов, себестоимость операторских услуг, а значит, и цены на них могут расти, – поясняют они. – Такая экономика присуща всем спотовым заказам, и обеспечить их операторы могут только досылая вагоны, выведенные из устойчивых логистических схем». Логика проста: незапланированный досыл стоит денег – отсюда и подорожание услуг на споте. В целом собственники подвижного состава считают, что в настоящее время на рынке услуг по предоставлению полувагонов сформировался баланс спроса и предложения. По их мнению, грузовладельцы называют дефицитом не нехватку вагонов как таковую, а факт отсутствия ценовых предложений с уровнем ниже рыночного.

При этом операторы указывают, что подросшие ставки по-прежнему не позволяют им обслуживать долги и покрывать эксплуатационные расходы. Рыночные эксперты подтверждают: пока ставка не превышает уровня полной себестоимости перевозки. Кстати, по расчетам ФАС, содержание полувагонов сейчас обходится в сумму от 555 до 616 руб. в сутки, в зависимости от вида и возраста подвижного состава. Сервисный же уровень ставки, то есть позволяющий полноценно обслуживать вагон, по оценкам Минпромторга, за сутки составляет 850–900 руб., перевозчика – от 937,5 до 1280 руб., СРО НП «СОЖТ» – не ниже 940 руб. Минтранс и вовсе считает, что для сохранения инвестиционной привлекательности операторского бизнеса суточная аренда вагона должна быть не меньше 1300 руб.

Однако анализ экономики операторов сам по себе не поможет в решении основной проблемы – обес­печения грузоотправителей подвижным составом по приемлемым ценам в высокий сезон, так как множество вопросов, связанных с грамотной организацией логистики и распределением взаимной ответственности между участниками рынка, пока остаются открытыми. «Сокращение времени простоев вагонов под грузовыми операциями позволит увеличить предложение подвижного состава на рынке, – считают операторы. – Грузоотправителям и грузополучателям стоит оценить ситуацию с этой стороны». Не стоит забывать и о брошенных поездах. «По нашим оценкам, в среднем в 2016 году в их составе простаивало до 20–23 тыс. полувагонов в сутки, – указывают операторы. – Решение указанных проблем позволит снять с повестки дня темы, связанные с нехваткой подвижного состава».

В целом операторы уверены в том, что недообеспеченность малого и среднего бизнеса вагонами – это в большистве случаев вопрос коммуникаций между грузовладельцем, оператором и ОАО «РЖД». Кстати, представители перевозчика с такой позицией отчасти согласны. «Взаимоотношениям с мелкими грузо­отправителями зачастую не уделяется должного внимания, и именно поэтому они в силу ценовых и технологических причин уходят на альтернативные виды транспорта, – говорит президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров. – Изменить ситуацию можно, лишь постоянно совершенствуя наши услуги, поднимая уровень взаимоотношений с потребителями». По его словам, в регионах нужно проводить постоянную работу с клиентами: изучать их потребности, выявлять проблемы в части организации перевозки и логистики. Операторы также считают, что одним из эффективных вариантов решения проблемы является такой инструмент, как биржа вагонов, который интересен собственникам вагонов как возможность поиска объемов грузов в регионах, а грузоотправителям – как оптимальный способ подбора подвижного состава. Так или иначе, но выход из ситуации существует, и участникам рынка придется координировать усилия, для того чтобы не терять самое главное – грузы.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться
  1. «РЖД» продали АО "Вагонреммаш" (ВРМ), свою дочернюю вагоноремонтную компанию. Монополия реализовала 25% плюс одну акцию. В 2014 году «РЖД» уже продали 75% минус две акции компании Железнодорожному сервисному альянсу. Изменит ли эта продажа уровень конкуренции среди ВРК на рынке ремонта грузовых вагонов? 

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2020 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort