+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.03.2022 18:00:05
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор событий недели

На ЗСД в Санкт-Петербурге повышаются тарифы; уход Maersk с рынка РФ растянется до конца года; у авиакомпании «Аврора» отзывают зарубежные самолеты; новым начальником Северо-Кавказской дирекции управления движением стал Сергей Говоруха; в «Сапсанах» запустят систему Face ID; полностью российский чип для карты «Тройка» проходит финальное тестирование.

Какие другие интересные события произошли в транспортной отрасли на этой неделе, читайте в традиционном обзоре РЖД-Партнера.
Деловой семинар «Последствия введенных санкций для российской логистики: оценки, риски, прогнозы»

24 марта состоялся онлайн-семинар «Последствия введенных санкций для российской логистики: оценки, риски, прогнозы», который организовал РЖД-Партнер. Участниками мероприятия стали более 100 человек – руководители транспортно-логистических, стивидорных, операторских компаний, представители грузогенерирующих промышленных предприятий, отраслевых ведомств и органов власти, а также эксперты.

В предстоящие три месяца для адаптации грузоперевозчиков к сложившейся в стране ситуации потребуется целый комплекс мер и мероприятий. И главной темой обсуждения на семинаре стали основные риски для транспортной отрасли России в условиях беспрецедентных санкций, поиски новых путей решения и мер поддержки транспортного рынка и будущее российских импорта, экспорта и транзита.

В складывающихся экономических условиях возникает острая необходимость развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, отметили спикеры. Ключевой вопрос: справится ли инфраструктура Восточного полигона, если при сохранении текущих ограничений еще больше вырастет объем грузов через порты Дальнего Востока и погранпереходы с Китаем?

Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин высказал позицию о том, что в условиях масштабного давления со стороны как внешних рынков, так и зарубежных партнеров государственное регулирование бизнеса должно быть минимальным

А первый заместитель генерального директора АО «НТК» Александр Сапронов отметил, что на операторском рынке ожидается усиление конкуренции. Поэтому одно из ключевых значений имеет оценка и аудит пропускной способности и возможностей, прежде всего на Восточном полигоне. 

Обрисовывая общую ситуацию в экономике и ее влияние на транспорт и логистику, главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин высказал прогноз о том, что импорт в РФ снизится на 35–43% в 2022 году. Текущие транзитные отгрузки пока идут преимущественно в обычном режиме и полном объеме, но новые не принимаются к отправке. 

По расчетам экономиста, при базовом сценарии погрузка на железнодорожной сети может снизиться на 10% в 2022 году. 

Если говорить о прогнозах по изменению номенклатуры, заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук заявил, что ограничения на экспортные поставки удобрений окажут более серьезное влияние на зарубежные страны, чем ограничения на перевозки угля. 

Пока по объемам перевозок в феврале отрицательную динамику дал уголь, но в целом за два первых месяца 2022 года динамика оказалась положительной. Скорее всего, по итогам марта объемы перевозок будут примерно такими же, как в I квартале 2021-го. 

В нынешних сложных условиях, по мнению независимого эксперта в сфере железнодорожного транспорта и логистики Александра Кочукова, перевозчику необходимо дать возможность обезличить крытые вагоны, полувагоны и платформы. Также следует внимательно изучить окна в преддверии летних путевых работ. 

Кроме того, по словам участников рынка, необходимо придать ускорение развитию контейнерного рынка. При переориентации рынков сбыта и импортозамещении можно ожидать дополнительного роста как минимум на уровне около 1–1,5 млн TEU контейнерных грузов, считает первый вице-президент ЦСР Татьяна Горовая. 

Обсудили участники семинара и значительное снижение объемов морских перевозок в условиях санкционного давления. По Северо-Западному бассейну падение составляет около 70%, по Югу – около 35–40%, а по Дальнему Востоку наблюдается небольшой рост, хотя еще в начале марта падение составляло 10–15%, сообщил член научного совета Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций Александр Тысячников. По его мнению, в долгосрочной перспективе нужно воссоздавать собственное пароходство.

По предварительному прогнозу «Росморпорта», падение грузооборота морских портов РФ по итогам года ожидается на уровне 5–10%. Сейчас Дальний Восток сконцентрируется на грузах более широкого потребления и контейнерах. Ожидается, что произойдет некоторое перераспределение грузопотока массовых грузов в направлении АТР в порты Азово-Черноморского бассейна. 

Что касается автоперевозок, сегодня российские грузоперевозчики с трудом возвращаются в РФ из стран Евросоюза. По словам президента национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимира Матягина, на автотрассах в Польше стали возникать случаи, когда фуры российских и белорусских перевозчиков притормаживают неизвестные, блокируя движение, из-за чего пропускная способность участков упала примерно в 10 раз.

Добавим, что следующее мероприятие, которое организует РЖД-Партнер, состоится 31 марта – конференция «Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность» в Москве. Подать заявку на участие и ознакомиться с программой семинара можно по ссылке

Дополнительная индексация грузовых железнодорожных тарифов

В настоящее время ФАС России рассматривает изменение тарифов ОАО «РЖД» с учетом инфляции и валютного курса. В частности, для всех грузовых железнодорожных перевозок предложена ежеквартальная индексация, которая будет зависеть от отклонения фактической инфляции от базового уровня, заложенного на 2022 год и составляющего 5,8%. Увеличение индексации касается всех грузов, кроме импорта и продовольственных товаров. 

Предлагается раз в два месяца пересматривать размер дополнительной индексации с учетом курса валют. По предварительным оценкам, если это предложение будет одобрено и принято, уже в II квартале 2022-го общая дополнительная индексация на все перевозки будет около 8%, а суммарно на экспортные отгрузки, включая контейнерные, индексация составит почти 25%.

В Евразийском союзе участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП) предложили как минимум до осени отложить дополнительную индексацию тарифов, в том числе на контейнерные перевозки, так как она чревата серьезным ростом промышленной инфляции. По мнению ЕСП, тарифные предложения Федеральной антимонопольной службы России, направленные на этой неделе в кабинет министров, имеют «достаточно революционный характер», поскольку пересматривают базовые принципы индексации.

Проект ФАС рассмотрен на правительственной комиссии по транспорту 1 апреля.

Предложение СОЖТ консолидировать операторский парк

22 марта председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в формате «Открытый диалог» провела встречу сенаторов с генеральным директором – председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Белозеровым, но Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), который объединяет операторов, владеющих 80% парка подвижного состава, не был приглашен на эту встречу

В ответ СОЖТ в письме на имя спикера СФ поставил под сомнение обоснованность идеи консолидировать парк операторов под управлением ОАО «РЖД». В ответном обращении СОЖТ напоминает, что ОАО «РЖД» по-прежнему является 100%-ным собственником АО «ФГК» и сейчас она – это компания с самым большим вагонным парком, которая владеет еще и наибольшим числом полувагонов – 96 тыс. ед. То есть, по сути, имеющегося в распоряжении РЖД парка полувагонов уже вполне достаточно для выполнения указанных целей (хотя ранее РЖД заявили о выделении только 10 тыс. полувагонов).

Сегодня парк российских вагонов составляет 1 млн 250 тыс. ед., из которых 908 тыс. – это новые вагоны, купленные операторами начиная с 2006 года на вагоностроительных заводах за счет собственных и кредитных средств, а также с привлечением лизингового финансирования.

Новых полувагонов приобретено 514 тыс. ед. из 598 тыс. полувагонов принадлежности РФ (то есть 86%). Объем частных инвестиций в новые вагоны за 14 лет превысил 2 трлн руб., и сегодня российский парк вагонов – один из самых молодых в мире (средний возраст вагонов составляет 9,6 года при предельных сроках службы в 22–23 года).
В связи с чем долговая нагрузка операторов сейчас достаточно высокая, платежи по обслуживанию долга составляют более 60% в затратах на содержание вагона, при этом вследствие повышения ключевой ставки ЦБ РФ с 9,5 до 20% затраты по процентам увеличились вдвое.

Отмена движения поездов «Аллегро» между Санкт-Петербургом и Хельсинки

Министр по делам Европы и управлению собственностью Финляндии Тютти Тюппурайнен направила государственной железнодорожной компании VR Group уведомление о нецелесообразности дальнейшей эксплуатации поездов. VR впоследствии объявила, что движение «Аллегро» прекратится с 28 марта. 

В воскресенье, 27 марта, поезд выполнит последний, утренний рейс их Хельсинки и два рейса из Санкт-Петербурга.

До этой даты Allegro остается единственным работающим регулярным железнодорожным транспортом между Россией и ЕС, авиасообщение отсутствует.

1 марта VR Group проинформировала РЖД о решении «воздержаться от любых контактов», но однако пассажирские перевозки на поезде Allegro были продолжены по просьбе властей, чтобы VR Group могла обеспечить финнам возможность вернуться домой

Продление закрытия аэропортов на Юге РФ до 1 апреля

Уже в пятый раз Росавиация продлила запрет на полеты в 11 аэропортов центральной части и Юга России, а именно – в аэропорты Анапа, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элиста. В этот раз до 1 апреля.

Для организации перевозки пассажиров в эти города авиакомпаниям по-прежнему рекомендуется использовать аэропорты Сочи, Волгограда, Минеральных Вод, Ставрополя и Москвы.

По сообщению Росавиации, остальные аэропорты России, включая международные, работают в обычном режиме, заверили в ведомстве.

Ограничения на полеты внутри РФ были введены Росавиацией 24 февраля, в день начала военной операции России на Украине.

О том, как будут импортозамещаться российские самолеты, читайте в материале «Авиация под санкциями: на чем летать и что производить?»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions