+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.03.2022 13:03:53
Разное / Интервью
РЖД-Партнер

Газификация Европы: разворот к рублю

От евро и долларов к рублям перешла Россия в расчетах за поставки природного газа с «недружественными странами», их число в марте 2022 года достигло 48. Президент России Владимир Путин объяснил переход тем, что западные валюты, традиционно использовавшиеся в расчетах за российский газ, себя «скомпрометировали». Ольга Бородина, независимый финансовый советник, специалист финансового рынка по брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами, рассказала РЖД-Партнеру, что данное решение принималось не с целью повлиять на рынок газа, а с целью повлиять на курс национальной валюты России.
Газификация Европы: разворот к рублю
– Ольга, как решение о переводе расчетов за газ отразится на объемах поставок? Не потеряет ли Россия потребителей?

– Это решение вряд ли критически изменит объем поставок российского газа в Европу. Все, кто мог, уже отказались или сократили потребление российского газа. Альтернативы у Европы нет и в ближайшие несколько лет не будет.

Но надо понимать, что данное решение Россия приняла не с целью повлиять на рынок газа, а с целью повлиять на курс рубля и снизить риски возможных проблем при расчетах за уже проданные ресурсы: например, отключение банковской системы обмена платежами SWIFT, заморозка за рубежом долларовых активов и т. д.

– Изменение валюты расчетов в одностороннем порядке могут ли партнеры из Европы трактовать и как одностороннее изменение контракта, то есть нарушение?

– С 2020 года многие европейские страны отказались от практики заключения долгосрочных контрактов в пользу более коротких «спекулятивных» контрактов, привязанных к биржевой цене газа. Это произошло в 2020 году, тогда из-за пандемии биржевые цены на газ просели на мировом рынке и ряд европейских стран закупили газ по низким, я бы даже сказала, бросовым ценам.

Но с середины 2021-го ситуация кардинально изменилась – тогда биржевые цены на газ взлетели, они даже превысили уровень допандемийного 2019 года.

Сейчас значительная часть европейских стран приобретает газ без заключения долгосрочных контрактов. Это частично обусловлено политическими мотивами, а частично – нежеланием фиксировать текущую высокую цену газа на несколько лет вперед. Соответственно, вновь заключенные краткосрочные контракты могут быть легко переведены на новую валюту расчетов.

– У кого «недружественные страны» будут приобретать рубли?

– Основным продавцом российской валюты является Центробанк России, с которым (или с его уполномоченными агентами) вынуждены будут сотрудничать зарубежные покупатели российского газа.

– Идея перевести оплату энергоносителей на рубли обсуждалась неоднократно…

– Постепенный отказ от доллара и евро и переход на национальные валюты давно обсуждались не только Россией, но и многими странами Азии и Ближнего Востока (Китай, Индия, Саудовская Аравия и др.).

Россия уже давно часть своих контрактов заключает в национальных валютах, например, наибольшая часть расчетов между Россией и Китаем происходит или в рублях, или в юанях. Сложившаяся политическая ситуация и введенные санкции все больше подталкивают не только Россию, но и другие страны искать альтернативу расчетам в долларах. Поэтому в перспективе ближайших нескольких лет вероятен все больший переход в расчетах за продажу сырья (нефть, газ, металлы, древесина, удобрения) от долларов к альтернативным валютам, в том числе рублю.

– Давайте о подводных камнях?

– Основным недостатком является невозможность со стороны ЦБ РФ влиять на экономику и наполнение бюджета за счет ослабления национальной валюты. Если основная часть контрактов будет привязана к рублю, то компании-экспортеры будут получать фиксированную рублевую величину за проданный газ.

В случае расчетов в долларах компания-экспортер получает больше. Например, при курсе 75 руб за один американский доллар получает 75 млн руб., а при курсе 100 руб. за единицу нацвалюты США этот же проданный объем газа принесет экспортеру 100 млн руб. Разница есть, конечно.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions