• Ставка на полувагон
    1651
    -3.7 %
    руб./сут.
    январь 2020
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 61.53 0 EUR ЦБ РФ 68.54 0
    BTC 8900.83 usd BTC 547846.09 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.11.2019 16:31:51
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Урановые хвосты – сырье или мусор?

28 ноября в морской порт Санкт-Петербурга прибыло судно «Михаил Дудин» с партией урановых «хвостов» из Германии. В дальнейшем контейнеры перегрузят на железнодорожные составы и отправят в город Новоуральск Свердловской области. Это уже вторая поставка с момента подписания договора. Ввоз ядерных отходов в Россию не мог не вызвать обеспокоенности у экологов. Как сообщил депутат Государственной думы Максим Шингаркин, «Росатом» пообещал позволить представителям общественных организаций, входящих в состав Общественного совета корпорации по вопросу обедненного гексофторида урана (ОГФУ), осмотреть площадки хранения и обращения с ОГФУ в начале декабря. Это позволит проинспектировать ввозимые контейнеры и приблизиться к пониманию, насколько опасен новый контракт «Росатома» с компанией Urenko.
Урановые хвосты – сырье или мусор?
Опасно или нет?

В «Росатоме», комментируя ситуацию со ввозом урановых «хвостов», подчеркнули, что ОГФУ является ценным материалом и используется при производстве ядерного топлива, а также не относится к радиоактивным отходам. М. Шингаркин также подтвердил, что юридически данное вещество может быть ввезено в Россию. По его словам, этот ОГФУ – обычное сырье для производства уранового топлива. Из него изъята значительная часть 235-го урана, который и создает радиоактивность. Представители атомной отрасли отметили, что «хвосты» принимаются как давальческое сырьё, то есть материалы, принятые организацией от заказчика для переработки без оплаты их стоимости и с обязательством возвращения переработанных материалов.

Максим Шингаркин в разговоре с корреспондентом РЖД-Партнера рассказал о том, зачем ввозят ОГФУ: «Гексофторид урана – это уран в газовом виде, который можно обогащать на центрифугах, то есть делать процентное содержание урана-235 больше. Во ввозимом обедненном уране опасного вещества содержится от 2 до 3%. Немецкие компании не могут эффективно с ним работать. В России есть передовой Новоуральский электрохимический комбинат, который справляется с этой задачей. Однако на заводе уже накоплено большое количество обедненного урана от советских оборонных программ (порядка 1,5 млн т), а из Германии везут в обсуждаемой поставке менее 1 тыс. т, то есть доли процентов. И по закону это не радиоактивные отходы. На заводе из этого вещества выделяют уран, продают его в Германии, а остатки переводятся в неопасную окисленную металлическую форма урана».

Тем не менее, как отметил депутат, если во ввозимых контейнерах окажется уран, который был ранее отработан в ядерном реакторе (рециклинговый), то это будет нарушением экологического законодательства, поскольку в нем есть изотопы, относящиеся к ядерным отходам. Как сообщил М. Шингаркин, два выезда на предприятия «Росатома» состоятся именно для того, чтобы верифицировать содержимое контейнеров.

Представители Greenpeace возражают в той части, что критерий отнесения отходов к радиоактивным для радионуклидов уран-238 и уран-235 – удельная активность 10 тыс. Бк/кг. По данным Международного агентства по атомной энергии, удельная активность обедненного урана составляет 14 800 000 Бк/кг, что значительно выше. Даже в случае гипотетического полного обеднения урана, при котором будет извлечен весь уран-235, активность урана-238 будет составлять 12 400 000 Бк/кг. Фактически право на въезд урановые «хвосты» получили потому, что будут в дальнейшем приняты в переработку, а значит, не являются отходами.

Эксперт антиядерного проекта российского отделения Greenpeace Рашид Алимов подтвердил корреспонденту РЖД-Партнера, что организация приняла участие во встречах с «Росатомом» 12 и 25 ноября, где прозвучало приглашение посетить установку, позволяющую обесфторить ОГФУ, однако подчеркнул, что конкретной информации еще не поступало, да и уверенности в том, что именно покажет «Росатом» представителям общественных организаций, нет. «Однако даже в менее опасной форме это больше отходы, чем сырье. Их необходимо хранить, что повлечет за собой увеличение затрат на протяжении многих лет. Это финансовая нагрузка и экологические риски», – подчеркнул Р. Алимов. Ранее Greenpeace направил обращение в Генеральную прокуратуру, однако ответа до сих пор не поступило. 

По данным Greenpeace, установка в Зеленогорске за 10 лет работы перевела в менее опасную форму только 7–8% гексофторида урана, накопленного в России. До 2025 года «Росатом» хочет ввести в работу еще две таких установки. По сценарию «Росатома», до 2025 года количество урановых «хвостов» в России будет расти. Запасы будут переведены в менее опасную химическую форму только к 2080-му. 

«Это все критиковалось экологическим движением достаточно давно. Ранее член-корреспондент Российской академии наук Алексей Яблоков выступал против ввоза урановых «хвостов» в Россию. В 2011 году «Росатом» пообещал, что не будет заключать новых контрактов, поскольку в случае аварий могут быть серьезные экологические последствия. Теперь мы начинаем все с начала», – комментирует ситуацию Р. Алимов.

Согласно ежегодным отчетам о деятельности Ростехнадзора, существуют риски разгерметизации емкостей при осуществляемом хранении отвального гексафторида урана под открытым небом на предприятиях в Ангарске, Северске, Новоуральске и Зеленогорске. В данных отчетах также указывается на несоответствие условий хранения современным требованиям безопасности. По планам «Росатома», перемещение урановых «хвостов» с площадок в Ангарске и Северске на площадки в Новоуральске и Зеленогорске планируется к концу 2030-х гг.

Уран в Петербурге

Что касается судна «Михаил Дудин» с партией урановых «хвостов», то оно в настоящий момент стоит на причале № 40 в 500 м от жилых домов на Канонерском острове. Об этом сообщил депутат Заксобрания Борис Вишневский. Он направил обращения губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову и генеральному директору ГК «Росатом» Алексею Лихачеву. Б. Вишневский попросил перенести перегрузку урановых «хвостов» из Петербурга в Усть-Лугу, чтобы снизить уровень опасности для города-миллионника. По его словам, Смольный пока не дал ответа на обращение.

«По сути, это способ избавиться от материалов, которые нужно было бы в противном случае хранить в Германии как радиоактивные отходы. Greenpeace Германии считает это незаконной и притворной сделкой. При аварийных ситуациях с выбросом значительных количеств гексафторида урана (такие ситуации возможны, например, при авариях на железной дороге) жертвы в результате смертельной концентрации (прежде всего, из-за химических свойств вещества) возможны в радиусе 32 км», – отметил Б. Вишневский.

По договору ввезут 12 тыс. т «хвостов»

Договор, на основании которого урановые «хвосты» ввозятся из Германии в Россию, был заключен в 2018 году между компанией Urenco Enrichment Company Ltd. и компанией Tradewill Ltd., дочерней компанией АО «Техснабэкспорт», которая, в свою очередь, является дочерней компанией госкорпорации «Росатом».

По данным немецкого отделения Greenpeace, с 2019 по 2022 год в РФ планируется отправить 12 тыс. т урановых «хвостов». АО «Техснабэкспорт» должно принять в 2019 и 2020 году 6 тыс. т урановых «хвостов» с предприятия в городе Гронау (Германия). В 2019–2022 гг. еще 6 тыс. т урановых «хвостов» могут направить три европейских подразделения Urenco из Германии, Великобритании и Нидерландов.
Как сообщает Greenpeace, практика ввоза урановых «хвостов» на территорию России по аналогичным договорам, действовавшим до 2009-го, показывает, что вторичные отходы после дообогащения составляли около 90% от ввезенных урановых «хвостов» (по массе) и остались на хранении в России.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

В Москве наградили победителей первой национальной премии Лизинговая сделка года

В Москве наградили победителей первой национальной премии Лизинговая сделка года
Главную награду первой национальной премии в области лизинга получила сделка по строительству танкера-челнока ледового класса дедвейтом 69 тыс. т. Компания «Роснефтефлот» получит уникальное судно по договору лизинга с Группой ВЭБ.РФ. Строительство танкера уже ведется на дальневосточной верфи «Звезда».
РЖД-Партнер

Конкурс РЖД-Партнер: студенты пошли на рекорд

Конкурс РЖД-Партнер: студенты пошли на рекорд
На пленарной сессии XVII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которая прошла 10 декабря 2019 года в Москве, по традиции награждались победители и призеры VII конкурса для студентов и аспирантов высших учебных заведений России на лучшую публикацию по тематике журнала «РЖД-Партнер». В этом году соревнование будущих специалистов ознаменовалось рядом своеобразных рекордов – по численности работ, поступивших на конкурс, их тематике, отразившей новейшие направления развития отрасли, и географии вузов-участников.
РЖД-Партнер

Cтратегия развития Арктической зоны РФ до 2035 года подразумевает приток инвестиций в объеме 15 трлн рублей

Cтратегия развития Арктической зоны РФ до 2035 года подразумевает приток инвестиций в объеме 15 трлн рублей
В ходе форума «Арктика: настоящее и будущее» была анонсирована стратегия развития Арктической зоны РФ до 2035 года. Она подразумевает приток инвестиций в полярный регион в объеме 15 трлн руб., это станет возможным за счет налоговых и административных льгот.

«РЖД» продали АО "Вагонреммаш" (ВРМ), свою дочернюю вагоноремонтную компанию. Монополия реализовала 25% плюс одну акцию. В 2014 году «РЖД» уже продали 75% минус две акции компании Железнодорожному сервисному альянсу. Изменит ли эта продажа уровень конкуренции среди ВРК на рынке ремонта грузовых вагонов? 

100 100
Сомневаюсь, что к продаже ВРМ будет интерес
0 0
Да, система ремонта запчастей станет сбалансированной
0 0
Нет, участники рынка ждут более масштабных изменений
0 0
Возможно, продажа повысит рентабельность ВРМ
Все опросы
Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2020 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort