• Ставка на полувагон
    %
    руб./сут.
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 63.23 -0.34 EUR ЦБ РФ 70.43 -0.03
    BTC 7217.35 usd BTC 450001.77 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.11.2019 16:31:51
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Урановые хвосты – сырье или мусор?

28 ноября в морской порт Санкт-Петербурга прибыло судно «Михаил Дудин» с партией урановых «хвостов» из Германии. В дальнейшем контейнеры перегрузят на железнодорожные составы и отправят в город Новоуральск Свердловской области. Это уже вторая поставка с момента подписания договора. Ввоз ядерных отходов в Россию не мог не вызвать обеспокоенности у экологов. Как сообщил депутат Государственной думы Максим Шингаркин, «Росатом» пообещал позволить представителям общественных организаций, входящих в состав Общественного совета корпорации по вопросу обедненного гексофторида урана (ОГФУ), осмотреть площадки хранения и обращения с ОГФУ в начале декабря. Это позволит проинспектировать ввозимые контейнеры и приблизиться к пониманию, насколько опасен новый контракт «Росатома» с компанией Urenko.
Урановые хвосты – сырье или мусор?
Опасно или нет?

В «Росатоме», комментируя ситуацию со ввозом урановых «хвостов», подчеркнули, что ОГФУ является ценным материалом и используется при производстве ядерного топлива, а также не относится к радиоактивным отходам. М. Шингаркин также подтвердил, что юридически данное вещество может быть ввезено в Россию. По его словам, этот ОГФУ – обычное сырье для производства уранового топлива. Из него изъята значительная часть 235-го урана, который и создает радиоактивность. Представители атомной отрасли отметили, что «хвосты» принимаются как давальческое сырьё, то есть материалы, принятые организацией от заказчика для переработки без оплаты их стоимости и с обязательством возвращения переработанных материалов.

Максим Шингаркин в разговоре с корреспондентом РЖД-Партнера рассказал о том, зачем ввозят ОГФУ: «Гексофторид урана – это уран в газовом виде, который можно обогащать на центрифугах, то есть делать процентное содержание урана-235 больше. Во ввозимом обедненном уране опасного вещества содержится от 2 до 3%. Немецкие компании не могут эффективно с ним работать. В России есть передовой Новоуральский электрохимический комбинат, который справляется с этой задачей. Однако на заводе уже накоплено большое количество обедненного урана от советских оборонных программ (порядка 1,5 млн т), а из Германии везут в обсуждаемой поставке менее 1 тыс. т, то есть доли процентов. И по закону это не радиоактивные отходы. На заводе из этого вещества выделяют уран, продают его в Германии, а остатки переводятся в неопасную окисленную металлическую форма урана».

Тем не менее, как отметил депутат, если во ввозимых контейнерах окажется уран, который был ранее отработан в ядерном реакторе (рециклинговый), то это будет нарушением экологического законодательства, поскольку в нем есть изотопы, относящиеся к ядерным отходам. Как сообщил М. Шингаркин, два выезда на предприятия «Росатома» состоятся именно для того, чтобы верифицировать содержимое контейнеров.

Представители Greenpeace возражают в той части, что критерий отнесения отходов к радиоактивным для радионуклидов уран-238 и уран-235 – удельная активность 10 тыс. Бк/кг. По данным Международного агентства по атомной энергии, удельная активность обедненного урана составляет 14 800 000 Бк/кг, что значительно выше. Даже в случае гипотетического полного обеднения урана, при котором будет извлечен весь уран-235, активность урана-238 будет составлять 12 400 000 Бк/кг. Фактически право на въезд урановые «хвосты» получили потому, что будут в дальнейшем приняты в переработку, а значит, не являются отходами.

Эксперт антиядерного проекта российского отделения Greenpeace Рашид Алимов подтвердил корреспонденту РЖД-Партнера, что организация приняла участие во встречах с «Росатомом» 12 и 25 ноября, где прозвучало приглашение посетить установку, позволяющую обесфторить ОГФУ, однако подчеркнул, что конкретной информации еще не поступало, да и уверенности в том, что именно покажет «Росатом» представителям общественных организаций, нет. «Однако даже в менее опасной форме это больше отходы, чем сырье. Их необходимо хранить, что повлечет за собой увеличение затрат на протяжении многих лет. Это финансовая нагрузка и экологические риски», – подчеркнул Р. Алимов. Ранее Greenpeace направил обращение в Генеральную прокуратуру, однако ответа до сих пор не поступило. 

По данным Greenpeace, установка в Зеленогорске за 10 лет работы перевела в менее опасную форму только 7–8% гексофторида урана, накопленного в России. До 2025 года «Росатом» хочет ввести в работу еще две таких установки. По сценарию «Росатома», до 2025 года количество урановых «хвостов» в России будет расти. Запасы будут переведены в менее опасную химическую форму только к 2080-му. 

«Это все критиковалось экологическим движением достаточно давно. Ранее член-корреспондент Российской академии наук Алексей Яблоков выступал против ввоза урановых «хвостов» в Россию. В 2011 году «Росатом» пообещал, что не будет заключать новых контрактов, поскольку в случае аварий могут быть серьезные экологические последствия. Теперь мы начинаем все с начала», – комментирует ситуацию Р. Алимов.

Согласно ежегодным отчетам о деятельности Ростехнадзора, существуют риски разгерметизации емкостей при осуществляемом хранении отвального гексафторида урана под открытым небом на предприятиях в Ангарске, Северске, Новоуральске и Зеленогорске. В данных отчетах также указывается на несоответствие условий хранения современным требованиям безопасности. По планам «Росатома», перемещение урановых «хвостов» с площадок в Ангарске и Северске на площадки в Новоуральске и Зеленогорске планируется к концу 2030-х гг.

Уран в Петербурге

Что касается судна «Михаил Дудин» с партией урановых «хвостов», то оно в настоящий момент стоит на причале № 40 в 500 м от жилых домов на Канонерском острове. Об этом сообщил депутат Заксобрания Борис Вишневский. Он направил обращения губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову и генеральному директору ГК «Росатом» Алексею Лихачеву. Б. Вишневский попросил перенести перегрузку урановых «хвостов» из Петербурга в Усть-Лугу, чтобы снизить уровень опасности для города-миллионника. По его словам, Смольный пока не дал ответа на обращение.

«По сути, это способ избавиться от материалов, которые нужно было бы в противном случае хранить в Германии как радиоактивные отходы. Greenpeace Германии считает это незаконной и притворной сделкой. При аварийных ситуациях с выбросом значительных количеств гексафторида урана (такие ситуации возможны, например, при авариях на железной дороге) жертвы в результате смертельной концентрации (прежде всего, из-за химических свойств вещества) возможны в радиусе 32 км», – отметил Б. Вишневский.

По договору ввезут 12 тыс. т «хвостов»

Договор, на основании которого урановые «хвосты» ввозятся из Германии в Россию, был заключен в 2018 году между компанией Urenco Enrichment Company Ltd. и компанией Tradewill Ltd., дочерней компанией АО «Техснабэкспорт», которая, в свою очередь, является дочерней компанией госкорпорации «Росатом».

По данным немецкого отделения Greenpeace, с 2019 по 2022 год в РФ планируется отправить 12 тыс. т урановых «хвостов». АО «Техснабэкспорт» должно принять в 2019 и 2020 году 6 тыс. т урановых «хвостов» с предприятия в городе Гронау (Германия). В 2019–2022 гг. еще 6 тыс. т урановых «хвостов» могут направить три европейских подразделения Urenco из Германии, Великобритании и Нидерландов.
Как сообщает Greenpeace, практика ввоза урановых «хвостов» на территорию России по аналогичным договорам, действовавшим до 2009-го, показывает, что вторичные отходы после дообогащения составляли около 90% от ввезенных урановых «хвостов» (по массе) и остались на хранении в России.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Cтратегия развития Арктической зоны РФ до 2035 года подразумевает приток инвестиций в объеме 15 трлн рублей

Cтратегия развития Арктической зоны РФ до 2035 года подразумевает приток инвестиций в объеме 15 трлн рублей
В ходе форума «Арктика: настоящее и будущее» была анонсирована стратегия развития Арктической зоны РФ до 2035 года. Она подразумевает приток инвестиций в полярный регион в объеме 15 трлн руб., это станет возможным за счет налоговых и административных льгот.
РЖД-Партнер

Героям – быть: кто эти люди?

Героям – быть: кто эти люди?
В Москве наградили победителей V Всероссийского проекта в области социальной ответственности «Героям – быть!» – простых, но настоящих людей, на которых и держится Россия. Проект создан совместными усилиями АНО Центр социальных проектов <Быть человеком> и ООО <ЛокоТех>, и призван популяризировать рабочие профессии, возродить традиции чествования социально значимых поступков и личных трудовых достижений работников промышленного сектора экономики России.
РЖД-Партнер

Ространснадзор позитивно воспринимает реформу регуляторной гильотины

Ространснадзор позитивно воспринимает реформу регуляторной гильотины
Практически весь центральный аппарат Ространснадзора буквально зациклен на работе по реализации реформы так называемой регуляторной гильотины. Об этом в рамках обсуждения регуляторной гильотины на «Транспортной неделе – 2019» рассказал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Виктор Басаргин.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort