+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.05.2020 17:00:19
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Отложенная реализация инфраструктурных проектов заморозит развитие экономики

Министр финансов Антон Силуанов в интервью «Ведомостям» упомянул возможное сокращение расходов на инфраструктурные проекты (например, на ВСМ Москва – Петербург). Тем временем эксперты рынка говорят о важности сохранения всех принятых ранее инвестиционных решений для поддержания производственной цепочки. В частности, с этим согласился в ходе своего доклада даже Владимир Путин.
Согласно данным Росстата, транспорт как отрасль народного хозяйства формирует порядка 5% ВВП, а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях данный показатель доходит до 7–8 % ВВП. Меры, принятые для сдерживания эпидемии, уже ударили по транспортному сектору, а возможность сдвига ключевых проектов только усложнит ситуацию для отрасли.

«По нашему мнению, исходя из того, что транспортная отрасль, играет одну из ключевых ролей в национальной экономике, ожидать значительного сокращения работ по инвестиционным проектам предприятий сектора не стоит», – считает заместитель директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Института экономики естественных монополий РАНХиГС Дмитрий Агафонов. Вместе с тем уже сейчас в условиях сложившейся мировой конъюнктуры на нефтегазовых рынках (средняя цена нефти марки Urals по данным Минэкономразвития за апрель 2020 г. составила $16,26 за 1 барр.) ЦБ РФ прогнозируется сокращение российской экономики по итогам 2020 года на 4–6%. В данном случае справедливо можно ожидать секвестирования федерального бюджета, в том числе и в части государственного софинансирования инвестиционных проектов транспортной отрасли, добавляет эксперт.
А. Силуанов обозначил базовый сценарий сокращения ВВП на 5% в этом году, что соответствует оценкам ЦБ. Доходы бюджета будут примерно на 4 трлн руб. меньше, чем планировалось, а дефицит бюджета будет около 4% ВВП.

Министр обещал, что резать расходы не будут. «Даже, наоборот, их увеличиваем, поэтому будем задействовать средства ФНБ и займы, чтобы профинансировать как текущие обязательства, так и антикризисные программы», – отметил он. Однако и сам сказал, что пандемия без последствий не проходит. В своих решениях Минфин будет исходить из следующего принципа: сохранится то, что уже реализуется, а неначатые проекты могут быть перенесены на неопределенный срок. Получить оперативный комментарий от Министерства финансов о том, какие именно объекты могут оказаться под угрозой, не удалось. Вполне вероятно, что больше ясности внесет третий пакет мер господдержки, который сейчас обсуждается в правительстве. А. Силуанов отметил, что в его основу заложена контрциклическая бюджетная политика, то есть сохранение объемов расходов, несмотря на падение доходов.

На прошедшем 7 мая 2020 года с участием членов правительства и президента России совещании по вопросам развития транспортной отрасли В. Путин четко обозначил необходимость сохранения утвержденных инвестиционных программ транспортного комплекса, в том числе по направлению развития транспортной инфраструктуры. Таким образом, полной заморозки и остановки реализации уже утвержденных проектов инвестиционных программ предприятий транспорта ожидать не стоит, сделал вывод Д. Агафонов. В настоящее время наиболее актуальным вопросом будет рассмотрение новых крупных и перспективных проектов с горизонтом реализации до 2030–2040 гг., которые могут войти в новый вариант транспортной стратегии России при ее следующей актуализации. Это в первую очередь объекты воздушной и автодорожной инфраструктуры: масштабная модернизация аэродромов Дальнего Востока и строительство новой платной автомагистрали между Москвой и Казанью.

На совещании прояснилась судьба модернизации и капстроительства объектов Восточного полигона, БАМа и Транссиба. Для своевременной реализации данного проекта Минтранс России вышел с предложением о внесении изменений в паспорт проекта «БАМ – Транссиб» в части изменения графика финансирования за счет средств ФНБ путем переноса 30,5 млрд руб. с 2021 на 2020 год. Это необходимо для того, чтобы совокупный объем финансирования за счет средств ФНБ в этом году составил 60,5 млрд руб.

Более неопределенной видится судьба ВСМ. Профессор ФГБОУ ВО ПГУПС, председатель совета кластера «РосМаглев» Анатолий Зайцев уверен, что проект будет не только перенесен, но и заморожен на неопределенное количество времени. Тем более что гиганты транспортной отрасли уже заявляют о сокращениях инвестпрограмм. В частности, гендиректор ОАО «РЖД» Олег Белозеров заявил, что ИП холдинга потенциально может сократиться в 4 раза, с 820 млрд до 200 млрд руб.

По состоянию на 2019 год ориентировочная стоимость реализации проекта строительства ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом составляет 1,5 трлн руб., где источниками финансирования являются правительственные гранты, средства ФНБ и кредиты ВЭБ. Проект еще не вступил в активную фазу реализации. По данным РЖД, в 2019 году финансирование работ по данному проекту оценивалось компанией на уровне 1,68 млрд руб., что составляет менее 1% от суммарного объема инвестиционной программы. На сегодняшний момент проводятся экспертизы, формируется техническая документация. «В данном случае риски перехода данного проекта в состояние незавершенного строительства минимальны. В сложившихся новых экономических реалиях срок реализации можно пересмотреть, но незначительно», – считает Д. Агафонов.

Для более точных прогнозов необходимо дождаться актуализации транспортной стратегии России до 2030 года, но в любом случае остановка реализации инвестиционного проекта вне зависимости от вида транспорта несет в себе негативные моменты: потерю рабочих мест, осложнение проблем безопасности на транспорте, торможение процессов наращивания грузопотоков и т. д. А. Зайцев считает, что подобная политика приведет к радикальному снижению конкурентоспособности российской транспортной отрасли. По плотности транспортной сети Россия уступает большинству развитых стран, в том числе Китаю. В сравнении с Поднебесной по плотности автодорожной сети Россия уступает более чем в 3 раза, по плотности железнодорожной сети – на 30%. «Без нарастающих темпов ввода новых транспортных сетей и модернизации объектов транспортной инфраструктуры Россия в перспективе не сможет реализовать свой транзитный потенциал и обеспечить транспортную мобильность населения», – добавил Д. Агафонов. В таких условиях стратегически необходимо продолжать активную работу в области реализации инвестиционных проектов транспортно-логистических компаний.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions