В России мне известно об одном удачном проекте внедрения технологии RFID end-to-end одним из ведущих ритейлеров в области спортивных товаров. Коллеги смогли охватить полный цикл жизни товара от производства до продажи конечному покупателю главным образом благодаря тому, что практически 100% ассортимента их магазинов составляют товары собственной торговой марки.
Именно в полноте этого цикла и скрыт основной экономический эффект от внедрения RFID: все участники цепочки могут воспользоваться преимуществами технологии, предварительно инвестировав в нее свои средства.
Недостатки и ограничения RFID уже давно известны: сравнительно высокая стоимость самой этикетки и оборудования, а также технологические ограничения (невозможность считывания с металлических продуктов из-за экранирования сигнала). Все они препятствуют широкому распространению технологии на рынке среди всех участников экосистемы, а именно производителей, перевозчиков, дистрибьюторов и продавцов.
Я вижу два фактора, которые ограничивают распространение технологии: существенная цена решения и, как следствие, необходимость договариваться между всеми участниками цепочки поставок о том, кто за что будет платить в данном проекте, кто получит больше преимуществ от внедрения этой технологии. Вышеупомянутый пример крупного ритейлера спортивных товаров как раз и иллюстрирует тот случай, когда все договоренности произошли внутри, в результате чего сама компания получает абсолютное большинство бенефитов от этой реализации.
В то же время помощь, которую логистика и склады могли бы получить благодаря технологии RFID, просто колоссальна, и ее трудно переоценить. Моментальная и точная инвентаризация товарных запасов, точная приемка товара на складе, в магазине и везде, где происходит переход права собственности и физическое перемещение товара. Мы имеем возможность эффективно исключить необходимость присутствия человеческого фактора из этого процесса везде, где контроль сейчас производится банальным ручным подсчетом или при помощи терминала сбора данных.
По сути, возможно построение полностью замкнутой технологической платформы Track&Trace, которая позволит на физическом уровне дать представление о том, на каком этапе цепочки поставок находится конкретная единица товара.
Автор: Дмитрий Федоров, директор по информационным технологиям, процессам и инновациям FM Logistic в России
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.