Напомним: с 9 апреля вступил в силу 5-й пакет санкций ЕС, вследствие которого грузовым транспортным средствам, зарегистрированным в России и Беларуси, запретили осуществление перевозок в Евросоюзе, а также выполнение транзита по территории стран – членов ЕС. Свободными от ограничений остались только почтовые перевозки и транзит для российских перевозчиков между Калининградской областью и основной частью России.
Кроме того, исключение может быть сделано для доставки фармацевтических, медицинских, сельскохозяйственных и продовольственных товаров, нефти, газа и т. п. и гуманитарных грузов, однако для этого требуется специальное разрешение от компетентных органов государств ЕС.
В свою очередь, в ответ Беларусь с 16 апреля ввела против грузовых перевозчиков из Евросоюза свои меры. Правда, она не закрыла полностью въезд на свою территорию, а разрешила проводить грузовые операции (перегрузка и перецепка) только в приграничной зоне.
То есть теперь грузовые автомобили, зарегистрированные в странах ЕС, могут через строго установленные пункты пропуска либо въехать в зону ожидания на пограничном переходе, для того чтобы забрать или оставить прицеп, либо проследовать в определенные торгово-логистические центры или пункты таможенного оформления, чтобы там выгрузиться или загрузиться.
Проследовать дальше приграничной зоны в Беларусь перевозчики из стран ЕС теперь могут только в двух случаях – для доставки почтовых отправлений или транспортировки живых животных.
Именно такие меры, предусмотренные в Беларуси, АСМАП предлагает ввести и российскому руководству – сделать для перевозчиков из ЕС возможным въезд лишь в приграничную зону России. «От АСМАП было предложено принять ответные меры на санкции, принятые Евросоюзом, и ввести схему перецепок и перегрузок товаров с транспортных средств перевозчиков стран ЕС на транспортные средства российских транспортных компаний на приграничных российских терминалах, аналогично мерам, принятым в Республике Беларусь в ответ на санкции ЕС по отношению к белорусским перевозчикам», – говорится на сайте ассоциации.
Таким образом, АСМАП, по сути, выступает за интересы российских перевозчиков на европейском направлении, иначе, получается, при отсутствии подобных мер основная доля на этом рынке достанется перевозчикам из других стран.
Правда, как уточнили в ассоциации, окончательное решение по этому вопросу еще не принято, а против введения мер по примеру Беларуси выступили ФТС России, Министерство промышленности и торговли и Министерство сельского хозяйства.
На данный момент по итогам прошедшего совещания ведомства и представители бизнеса договорились провести мониторинг, как осуществляется такая практика по приграничным перевозкам в самой Беларуси.
«По результатам обсуждения было принято решение провести мониторинг практики осуществления перецепок и перегрузок товаров на приграничных терминалах Республики Беларусь, в том числе с участием российских перевозчиков, с целью дальнейшей реализации аналогичных мер в Российской Федерации и подготовки указа президента Российской Федерации, предусматривающего ответные меры на санкции ЕС в области международных автомобильных перевозок», – рассказали в АСМАП.
При этом стоит заметить, что путь через Беларусь до последнего времени был основным маршрутом грузовых перевозок между Россией и Европой. Въезд или выезд непосредственно через саму Россию осуществлялся, если речь шла о сообщении с северными странами Европы. Поэтому введение Беларусью ответных мер должно сильнее сказаться на европейском направлении.