Сейчас в торговле с Индией используются разнообразные способы транспортировки, учитывая введенные ограничения в 2022 году. В их числе мультимодальные перевозки через порты Новороссийска, Владивостока/Восточного; транзит через Иран, используя морской путь до иранских портов Бендер-Аббас или Чабахар, либо транзит через Джебель-Али, ОАЭ до Бендер-Аббаса, после - автомобильным транспортом до портов на севере Ирана с дальнейшей погрузкой на суда и выгрузкой в портах Астрахани, Оли и Махачкалы, а затем доставкой автотранспортом до пунктов назначения. Существуют также услуги по железнодорожному вывозу из Бендер-Аббаса через Туркменистан и Казахстан в Россию. Наблюдается динамичный рост экспортных поставок из России в Иран и транзитом через Иран в Ирак, Саудовскую Аравию, Афганистан, Пакистан и Индию.
В экспорте по маршруту Север-Юг преобладают сырьевые грузы и продукты питания: нефтехимическая продукция, лес, уголь, строительные материалы, зерно, мука, растительное масло и другие подобные товары. В импорте транзитом через Иран следуют одежда, обувь, аксессуары, электроника, фармацевтика, фрукты, автозапчасти, оборудование и другие.
Для обеспечения эффективной работы маршрута Север-Юг в последнее время уделяется больше внимания реализации инвестиционных программ, включающих строительство новых терминальных зон в Астраханской области (особая экономическая зона «ЛОТОС»), постройку новых специализированных судов на верфях в Астрахани, а также проведение дноуглубительных работ в дельте Волги.
Росту торговли в значительной степени способствует отсутствие немонетарных барьеров в торговле, начиная от безвизового режима для бизнесменов и до заключения соглашений о свободной торговле между странами. По-прежнему актуальной остается проблема с платежами: не всегда и не везде возможно их осуществление в национальных валютах. Например, нацвалюта Индии не является полностью конвертируемой и имеет некоторые ограничения. Следовательно, при продаже товаров за рупии необходимо заранее позаботиться о том, как использовать полученные средства для покупок или их конвертации в другие валюты.
Однако, в целом, страны группы ШОС и БРИКС активно осуществляют торговлю, и ограничения только стимулируют развитие взаимных торговых отношений. Мы ожидаем стабильный рост товарооборота (в натуральном выражении) между странами в течение ближайших 10 лет, а также дальнейшее сокращение доли недружественных стран во внешней торговле.
Автор: Федор Токарев, национальный менеджер по интермодальным транспортировкам Noytech Supply Chain Solutions
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.