Реализация указа президента об обеспечении северного завоза – мер по обеспечению территорий Крайнего Севера Сибири, Дальнего Востока и Европейской части России жизненно важными товарами, прежде всего продовольствием, лекарствами и топливом – стартовала в апреле 2023 года. Накануне итоги года для проекта подвели на Восточном экономическом форуме.
Сегодня плановый объем северного завоза на 2024 год составляет около 4 млн т. По состоянию на 31 августа в нуждающиеся субъекты завезено 3 млн т или 73% от запланированного объема. Это на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. 2,4 млн т из этого объема – жизнеобеспечивающие грузы, 500 тыс. т – грузы для государственно-муниципальных нужд.
«Мы серьезно расширили номенклатуру товаров по сравнению с первоначальным вариантом. Изначально это были, по сути, топливно-энергетические ресурсы и ГСМ, масло, мука и прочее, порядка 12 номенклатур продовольствия. Сейчас кроме товаров первой необходимости в завозе предусмотрены 1334 наименований лекарств, до 73 номенклатур расширена продовольственная группа, 60 наименований непродовольственных товаров и 22 наименования топливно-энергетических ресурсов и ГСМ», – рассказал первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.
План завоза на текущий год ввиду того, что проект пока не поставлен на колеса, полностью собирался в ручном режиме. Сейчас ведется работа по формированию трехлетнего плана на 2025–2027 гг. Чтобы план заработал, его должен утвердить федеральный координатор. Спикер также напомнил, что с 2025 года должен начать свою работу единый оператор северного завоза. Пилот стартует на Чукотке.
«2024 год стал пилотным для проекта, это было непросто. Многие субъекты серьезно, систематически занимаются вопросами северного завоза и снабжения, а некоторые регионы отдают это на откуп коммерческим организациям. Но мы в любом случае всю эту работу пытаемся систематизировать, – добавил Г. Гусейнов. – Северный завоз должна кардинально поменять государственная информационная система. Что будет в рамках системы: отдельный портал, где участники завоза смогут получить любую услугу – решить вопросы планирования, закупки, снабжения, транспортно-логистической инфраструктуры. Помимо цифрового планирования и реализации плана северного завоза система будет отслеживать своевременность заключения контрактов на поставку. Например, если такой контракт заканчивается, а новый не заключен, будет проинформирован глава региона. Это своего рода центр управления «полетом». Запуск займет не один год, но мы рассчитываем до конца года заключить соглашение в ГИС».
Автор: Анна Маничева
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.