• Ставка на полувагон
    1600
    0 %
    руб./сут.
    август 2022
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2022Г. - 58 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 58.45 0.27 EUR ЦБ РФ 55.72 -0.27
    BTC 19405.83 usd BTC 1168813.14 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.07.2022 10:26:42
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

ЕС наращивает импорт из Казахстана

Европа, готовясь к вступающему в силу в августе полноценному эмбарго на российский уголь, обращается к нетрадиционным поставщикам. Одна из таких стран-экспортеров, Казахстан, уже в январе – мае поставил объем, кратно превышающий показатели всего 2021 года. По мнению аналитиков, Казахстан может серьезно увеличить поставки угля в ЕС, так как его уголь подходит для европейских электростанций, сообщает «Коммерсант».
ЕС наращивает импорт из Казахстана
Казахстан за период с января по май поставил в страны Евросоюза 1,5 млн т угля, что почти вдвое больше, чем за весь 2021 год, следует из данных Eurostat.

Если в январе и феврале объемы поставок составляли около 140−200 тыс. т, то после начала военных действий РФ на Украине ежемесячно Казахстан направляет в ЕС 300−400 тыс. т. При этом, например, год назад в апреле и мае экспорт казахстанского угля в Европу составлял лишь 60−70 тыс. т.

Европа намерена отказаться от российского угля в ответ на боевые действия на Украине. Введенное эмбарго предполагает завершение всех контрактов в августе. В мае ЕС резко нарастил поставки угля из РФ до 4,7 млн т, но в июне уже наблюдается спад.

Отказ от российского угля не будет легким для Европы, но частично заменить его могут Индонезия, Австралия, ЮАР и Колумбия. Одновременно европейские потребители изучают альтернативные варианты, среди которых Казахстан, Танзания и Нигерия, пишет Platts.

«Различные ситуации, происшедшие в России, конечно же, имеют последствия и для нас. К примеру, в начале этого года случились геополитические события, которые оказывают на нас прямое влияние», – отметил Алихан Смаилов, премьер-министр Казахстана (12 июля в интервью гостелеканалу Qazaqstan).

На данный момент большая часть казахстанского угля была поставлена в ЕС по морю с перевалкой в портах РФ или Прибалтики – 782 тыс. т (240 тыс. т за весь 2021 г.). По железной дороге поставлено 635 тыс. т (540 тыс. т за весь 2021 год). Еще 90 тыс. т казахстанского угля приехали в Германию по автодорогам. Этот крайне затратный способ доставки применяется редко: за 2021 год во все страны ЕС по автодорогам было доставлено лишь 8,2 тыс. т угля.

Казахстан экспортирует уголь в Европу транзитом через территорию России.

«У нас есть разные пути, мы можем продавать через Прибалтику, дальневосточные и черноморские порты России. Главное – нам нужен выход к морю. Вообще единое экономическое пространство с Россией и Беларусью мы создавали как раз для того, чтобы пользоваться транзитными территориями этих стран, чтобы мы могли выходить к морю», – говорил в апреле казахстанскому изданию LS глава Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец.

По данным Бюро нацстатистики, всего Казахстан в 2021 году экспортировал 29,2 млн т угля. Основными направлениями являются Россия (19 млн т), Швейцария (4,8 млн т) и Белоруссия (1,9 млн т).

Несмотря на дружественные отношения между Россией и Казахстаном, транзит по российской территории иногда становился проблемным.

В 2019 году Казахстан был недоволен тем, что Россия квотирует экспорт его угля на Украину. Радостовец в апрельском интервью говорил, что российские и казахстанские угольные компании находятся в неравном положении, так как первые владеют долями в портах и тем самым влияют на условия перевалки.

Крупнейшими производителями угля в Казахстане, занимающими более 50% рынка, являются «Богатырь комир» и «Шубарколь комир». Еще 16% добычи приходится на АО «ЕЭК», которое добывает энергетический уголь на разрезе Восточный по соседству с «Богатырем». Борис Красноженов из Альфа-банка говорит, что у Казахстана есть достаточно добывающих и обогатительных мощностей, чтобы нарастить экспорт энергетического угля в ЕС. Качество казахстанского угля приемлемо для европейских ТЭС, основным вопросом остается логистика. «Использование мощностей РЖД имеет определенные технические и юридические ограничения из-за введенных ЕС санкций», – говорит эксперт. Потенциально, считает он, Казахстан может развивать порт Актау на Каспийском море и наладить экспорт через Азербайджан и Грузию, но это займет время и потребует инвестиций.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов
    Несколько лет назад на сети РЖД изменились правила перевозок скоропорта. Тем не менее, по данным экспертов, каждый второй скоропортящийся груз по-прежнему везется с нарушениями температурного режима. То, как исправить эту ситуацию и нужен ли для этого новый закон «О непрерывной холодильной цепи», а также в каком состоянии сегодня находится парк для перевозок скоропорта и холодильные мощности в портах, обсуждали участники семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного редакцией журнала «РЖД-Партнер». Подробности - в нашем специальном проекте.
  • Перевозка сборных грузов: спрос растет?
    Как в последнее время изменились маршруты отправки сборных грузов, насколько в этой сфере сейчас сильна конкуренция между различными видами транспорта, как сберечь ценные грузы в пути следования и не наткнуться на недобросовестного перевозчика, а также почему сейчас вырос спрос на сборные отправки и надолго ли это – эти и другие вопросы обсудили участники онлайн-семинара «Перевозка дорогостоящих, в том числе сборных, грузов мелкими партиями», организованного журналом «РЖД-Партнер». Читайте наш специальный проект по ссылке.
  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions