+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.07.2022 10:26:42
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

ЕС наращивает импорт из Казахстана

Европа, готовясь к вступающему в силу в августе полноценному эмбарго на российский уголь, обращается к нетрадиционным поставщикам. Одна из таких стран-экспортеров, Казахстан, уже в январе – мае поставил объем, кратно превышающий показатели всего 2021 года. По мнению аналитиков, Казахстан может серьезно увеличить поставки угля в ЕС, так как его уголь подходит для европейских электростанций, сообщает «Коммерсант».
Казахстан за период с января по май поставил в страны Евросоюза 1,5 млн т угля, что почти вдвое больше, чем за весь 2021 год, следует из данных Eurostat.

Если в январе и феврале объемы поставок составляли около 140−200 тыс. т, то после начала военных действий РФ на Украине ежемесячно Казахстан направляет в ЕС 300−400 тыс. т. При этом, например, год назад в апреле и мае экспорт казахстанского угля в Европу составлял лишь 60−70 тыс. т.

Европа намерена отказаться от российского угля в ответ на боевые действия на Украине. Введенное эмбарго предполагает завершение всех контрактов в августе. В мае ЕС резко нарастил поставки угля из РФ до 4,7 млн т, но в июне уже наблюдается спад.

Отказ от российского угля не будет легким для Европы, но частично заменить его могут Индонезия, Австралия, ЮАР и Колумбия. Одновременно европейские потребители изучают альтернативные варианты, среди которых Казахстан, Танзания и Нигерия, пишет Platts.

«Различные ситуации, происшедшие в России, конечно же, имеют последствия и для нас. К примеру, в начале этого года случились геополитические события, которые оказывают на нас прямое влияние», – отметил Алихан Смаилов, премьер-министр Казахстана (12 июля в интервью гостелеканалу Qazaqstan).

На данный момент большая часть казахстанского угля была поставлена в ЕС по морю с перевалкой в портах РФ или Прибалтики – 782 тыс. т (240 тыс. т за весь 2021 г.). По железной дороге поставлено 635 тыс. т (540 тыс. т за весь 2021 год). Еще 90 тыс. т казахстанского угля приехали в Германию по автодорогам. Этот крайне затратный способ доставки применяется редко: за 2021 год во все страны ЕС по автодорогам было доставлено лишь 8,2 тыс. т угля.

Казахстан экспортирует уголь в Европу транзитом через территорию России.

«У нас есть разные пути, мы можем продавать через Прибалтику, дальневосточные и черноморские порты России. Главное – нам нужен выход к морю. Вообще единое экономическое пространство с Россией и Беларусью мы создавали как раз для того, чтобы пользоваться транзитными территориями этих стран, чтобы мы могли выходить к морю», – говорил в апреле казахстанскому изданию LS глава Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец.

По данным Бюро нацстатистики, всего Казахстан в 2021 году экспортировал 29,2 млн т угля. Основными направлениями являются Россия (19 млн т), Швейцария (4,8 млн т) и Белоруссия (1,9 млн т).

Несмотря на дружественные отношения между Россией и Казахстаном, транзит по российской территории иногда становился проблемным.

В 2019 году Казахстан был недоволен тем, что Россия квотирует экспорт его угля на Украину. Радостовец в апрельском интервью говорил, что российские и казахстанские угольные компании находятся в неравном положении, так как первые владеют долями в портах и тем самым влияют на условия перевалки.

Крупнейшими производителями угля в Казахстане, занимающими более 50% рынка, являются «Богатырь комир» и «Шубарколь комир». Еще 16% добычи приходится на АО «ЕЭК», которое добывает энергетический уголь на разрезе Восточный по соседству с «Богатырем». Борис Красноженов из Альфа-банка говорит, что у Казахстана есть достаточно добывающих и обогатительных мощностей, чтобы нарастить экспорт энергетического угля в ЕС. Качество казахстанского угля приемлемо для европейских ТЭС, основным вопросом остается логистика. «Использование мощностей РЖД имеет определенные технические и юридические ограничения из-за введенных ЕС санкций», – говорит эксперт. Потенциально, считает он, Казахстан может развивать порт Актау на Каспийском море и наладить экспорт через Азербайджан и Грузию, но это займет время и потребует инвестиций.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions