+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.12.2021 15:21:26
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Транспортно-логистические компании не виноваты в повышении цен на продукты питания

За 2021 год цены на дизель на заправочных станциях Москвы и Санкт-Петербурга, по наблюдениям экспертов, выросли почти на 20%. Есть вероятность того, что сразу после Нового года топливо опять подорожает. При этом грузоперевозчиков обвиняют в том, что они якобы необоснованно повышают тарифы на свои услуги, из-за чего в итоге дорожают продукты питания. РЖД-Партнер попробовал разобраться в ситуации, пообщавшись с генеральным директором транспортной компании «Авто-ПЭК» Дмитрием Иевлевым.
Транспортно-логистические компании не виноваты в повышении цен на продукты питания
– На Ваш взгляд, грузоперевозчики хоть как-то виноваты в сложившейся ситуации?

– Транспортно-логистические компании – не виновники ситуации. С начала 2021 года в среднем по рынку тарифы на автоперевозки выросли на 15-20%, в зависимости от направления и условий доставки. Но себестоимость автомобильных грузоперевозок за год выросла еще сильнее – как минимум на 20%. Причем сразу несколько факторов подтолкнуло вверх затраты транспортных компаний. Первый и самый ощутимый – это рост розничных цен на дизельное топливо. Расходы на ДТ составляют до 35% себестоимости перевозки. С начала года, по разным оценкам, дизель в среднем по стране подорожал на 20%. Еще один фактор – рост стоимости новых транспортных средств. По данным Russian Automotive Market Research, за 2021 год грузовики подорожали на 26%. Цены на шасси увеличились на 15-20%, а стоимость кузовов-фургонов выросла на 10-15%. Повлияло также и увеличение стоимости металла. Например, средняя цена алюминия в мире подросла с $2004 за тонну в январе 2021 года до $2934 за тонну в октябре 2021 года, об этом сообщал Всемирный банк. А летом у ведущих производителей наблюдались еще и перебои с поставкой автокомпонентов. Но, несмотря на рост цен, возник дефицит новых грузовиков. Дилеры основных производителей принимают заявки на поставку с отсрочкой в шесть месяцев. В таких условиях обновлять автопарки перевозчикам стало сложнее и дороже.

– А индексация тарифа в системе «Платон» повлияла на себестоимость перевозок?

– Да. С февраля 2021 года тариф в системе «Платон» проиндексировали на 4%, он составил 2,34 рубля за 1 км. Это существенное увеличение, если учитывать масштабы крупных грузоперевозчиков. Например, в нашем автопарке 2500 транспортных средств. Из них 30% подпадают под действие системы «Платон», потому что их масса свыше 12 т. Ежедневный пробег всех транспортных средств «Авто-ПЭК» составляет несколько тысяч км по трассам. Причем до 70% всех маршрутов проходит именно по федеральным дорогам.

– Какие еще факторы сказались на росте тарифов?

– Повлиял также уход с рынка части перевозчиков. Это связано с отменой единого налога на вмененный доход с 2021 года. Переход на систему упрощенного налогообложения увеличил затраты транспортных компаний. Стоимость перевозки выросла также из-за введения ограничений на проезд грузовиков массой от 3,5 т по МКАД. А ведь столичный регион – это крупнейший логистический узел, через который ежедневно проходят десятки тысяч грузов. Ограничения вынудили перевозчиков перестраивать работу с учетом действия «дневных» и «ночных» пропусков, заново продумывать маршруты движения. Это стало причиной роста затрат на доставку.

– Крупные транспортные компании стремятся оптимизировать издержки, чтобы сдержать рост тарифов. Какие решения для этого приняли непосредственно в «Авто-ПЭК»?

– Мы внедрили технологию «круговых рейсов». Пока тягач с прицепом находится в пути, на складах в конечных точках маршрута уже загружают прицепы для обратных рейсов.

Происходит перецепка, замена водителя, после чего грузовик снова отправляется в рейс. Впрочем, какие бы меры по оптимизации перевозчики ни принимали, их возможности ограничены. Например, тарифы «Авто-ПЭК» выросли на 15-20% на уровне среднерыночных показателей. Прежде всего, на низкомаржинальных спотовых маршрутах.

– Способно ли правительство РФ заставить топливные компании умерить аппетиты? И если да, то какими средствами?

– Основной фактор повышения тарифов автоперевозчиков – постоянно растущая стоимость дизельного топлива. Государство, безусловно, может влиять на этот показатель при помощи различных инструментов. Например, налогового регулирования. Сейчас в цене топлива около 60% приходится на НДС, акциз и налог на добычу полезных ископаемых – это данные специалистов Пермского государственного национального исследовательского университета. Соответственно, снизить цену можно, если уменьшить размер налога с условием соответствующего снижения отпускных цен. Сейчас для сдерживания цен на топливо применяется демпфер – механизм, смягчающий колебания цены товаров на внутреннем рынке. С 2019 года, если цены на международных рынках растут, российские нефтяные компании получают из федерального бюджета компенсацию в размере суммы, которую они теряют, не поднимая цен в России. В 2021 году механизм дважды корректировали. Сейчас индикативная цена снижена до 52,3 тыс. рублей за 1 т бензина. Это значение действует до 1 января 2022 года. В Минтрансе РФ подсчитали, что без демпфера цена бензина на АЗС была бы на 10 рублей выше.

Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions